«Социальное проектирование в условиях дополнительного образования: замысел, строение, типология»

Обучающий семинар-практикум для педагогов дополнительного образования

 

«Социальное проектирование в условиях дополнительного образования: замысел, строение, типология»

 Начнем мы с такой притчи:

 

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

  • О, вы, подданные мои. У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал.

  • Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его? — спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

 Нам педагогам, тоже необходимо полагаться не только на свои знания и умения, но и стараться идти в ногу со временем. Одной из основополагающих целей дополнительного образования на сегодняшний день является социализация обучающихся, поэтому включение детей в социальное проектирование продиктовано современной действительностью.

Нужно сказать, что время, отведенное на проведение нашего семинара, ограничено, поэтому будьте готовы к интенсивной работе, нацельтесь на успех! Я желаю нам успешной и плодотворной работы!

1.      Деятельность, направленная на практику работы.

 Ведущий.

 Любое мероприятие всегда содержит в себе как хорошие шансы, так и какие-то моменты риска. Наши опасения, что мы не справимся с каким-то заданием, всегда уравновешиваются оправданными надеждами на то, что мы получим какие-то новые стимулы и сможем расширить диапазон собственных возможностей. Опасения и надежды и определяют микроклимат в начале работы над любой проблемой.

Предлагаю с помощью методики «Костюмчик ожиданий» выяснить ваши ожидания и опасения от участия в сегодняшнем методическом событии.

Цель данной методики заключается в том, что вы самостоятельно формулируете свои ожидания и опасения от предстоящего мероприятия и знакомят с ними других участников. Кроме того, они пишут о вкладе, который бы могли внести, работая по заданной теме.

Предлагаю вам заполнить оригинальную форму-опросник, состоящий из трех частей в форме футболки, ремня и брюк. На футболке пишутся ожидания от работы на семинаре, на ремне – опасения, на брюках – свой опыт и вклад, а также предложения. Готовые детали костюма скрепляют между собой, и развешивают на импровизированной (на доске нарисована веревка, к ней с помощью скотча или магнитов крепятся «костюмчики») или настоящей веревке с помощью прищепок.

В конце семинара следует вернуться к «сушке» и проанализировать, достигнуты ли цели работы.

 2.  Упражнение на формирование команды «квадрат, круг, треугольник, спираль».

 Предварительно участникам семинара  предлагается обратиться к презентации

«Команда гребцов» и обсудить.

 Педагоги разбиваются на 4 группы, выбирая геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и спираль.

Каждая из образовавшихся таким образом команд получает задание с учётом особенностей каждой группы:

Квадрат — отвечает за поддержание порядка и структуры. Треугольник — помогает достигать результатов.

Круг — отвечает за формирование хороших человеческих отношений. Спираль — помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Для каждой группы назначаются следующие задания:

  • Те участники, которые выбрали круг, умеют хорошо взаимодействовать с окружающими и строить отношения. В соответствии с этой предрасположенностью, эта группа людей размышляет на вопрос о том, как внутри всей группы наладить хорошие взаимоотношения, чтобы команда была сплочённой, а климат в коллективе оставался тёплым и настрой позитивным.
    • Те, кто выбирает квадрат, наиболее успешны в поддержании порядка и структуры. Самое важное для них – выполнение правил. Чтобы правила существовали, и чтобы эти правила выполнялись. В соответствии с этим, группа «квадрат» придумывает такие правила и нормы для своей команды, которые помогут поддерживать в ней порядок и структуру.
    • Ну а кто выбирает треугольник – это люди, знающие толк в том, как ставить цель и как её достигать. Поэтому группа «треугольник» думает о том, какие цели может выбрать для себя группа, и каким образом этих целей можно достичь наиболее эффективным образом.
    • В группе «спираль» собираются обычно по-настоящему творческие натуры, зачастую несколько оторванные от реальности. Наиболее сильным качеством этой группы является способность творить, создавать новое. Поэтому этой подгруппе даётся задание придумать то, как всей команде стать максимально творческой и быстро реагировать на внешние изменения.

Каждой группе даётся примерно по 10 минут на подготовку. Обсуждение в группах ведётся параллельно.

В итоге от каждой подгруппы выдвигается участник, который рассказывает о рекомендациях для всей полной группы, подготовленных от подгруппы «квадрат», «круг»,

«треугольник» и «спираль»

Те, кто знаком со стихиями, наверняка сразу уловит очевидную параллель. Так, квадрату соответствует стихия Земли (логика).

Кругу соответствует стихия Воды (эмоции). Треугольник — это Огонь (воля).

Спираль — стихия Воздуха (ум, интуиция).

3.      Теоретическая минутка.

Ведущий.

 Итак, начинаем с идеи социального проекта. Идея – это то, с чего начинается процесс проектирования. Тем, кто всерьез собирается заняться составлением проектов, полезно было бы начать с чтения «Сказки о царе Салтане», представляющей собой, помимо прочего, великолепное пособие по проектированию. Уже в первых строках пушкинской сказки каждая из трех сестер в невинном разговоре за прялкой представила свой проектный замысел:

«Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, – Первый проект То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, –

Говорит её сестрица, – Второй проект То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –        Третий проект Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Если есть идея – ваш проект уже на стадии замысла.

Толчком для возникновения проектной идеи могут послужить Ваши знания, личный и профессиональный опыт и способность применить его в реальной ситуации.

Проект – это уникальная идея, преобразованная в решение конкретной задачи с известным результатом. Все проекты имеют цель, которую нужно достичь в определенное время при определенных условиях.

Несколько вопросов, прежде чем продолжить:

  • Нужно ли это делать?
  • Оправдает ли результат затраченные средства?
  • Сможете ли вы это сделать?
  • Осуществим ли проект технически?
  • Есть ли необходимые ресурсы?

Если вы дважды сказали себе «да», значит, готовы продолжить и приступить к стадии разработки. Но если имеется хотя бы одно железное «нет», ни в коем случае не нужно браться за такое дело. Попытайтесь переопределить цели с учетом своих материальных и технических возможностей. Не получается – откажитесь от проекта, иначе не избежать потерь ресурсов и времени, а также – разочарований.

Есть 3 простых признака, по которым можно отличить проект от любой текущей деятельности:

  • у проекта есть определенная уникальная цель или цели, которые можно выразить словами или записать;
  • у проекта есть начало и конец – проекты могут быть продолжительными, но не могут быть бесконечными;
  • у проекта есть определенные ресурсы — финансовые, трудовые, материальные или информационные.
  • 4. Работа в группах: этапы организации проекта.

Игра «Домино»: расположите этапы организации проекта в нужной последовательности. Время на выполнение – 5-7 мин. Каждой группе выдается набор разрезных карточек-домино. Сравните результат с эталоном.

Правильно выделить проблему — наиболее трудная задача. Проблема – это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна, носить исследовательский характер.

Далее определяется объект и предмет исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Проблема преобразуется в личностно значимую цель. Цель                    проекта – модель           желаемого     конечного                результата.

Цель проекта может быть определена с помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разработать, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить и т.д.

Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза в проекте – предположение о возможных результатах исследовательской работы. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом.

Следующий этап работы над проектом – это планирование (проектирование), процесс разработки проекта. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Затем, этап работы – поиск или сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации:

-Поиск информации в Интернете;

-Справочная, учебная литература, документальные источники;

-Вопросы коллегам (преподавателю), специалистам;

-Интервью с участниками событий, анкетирование и т.д..

Результат работы над проектом или конечный результат разрешения поставленной проблемы, т.е. Продукт проектной деятельности – это следующий этап работы. Обращаю ваше внимание на то, что в нашем случае в связи с дефицитом времени этапы планирования и реализации практически совпали, что, несомненно, сказалось на качестве продукта. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, видеофильма, выставки, газеты, игры, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии и т.д.

Обычно после выполнения проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также то, что цель проекта достигнута и проблема решена в настоящий момент.

Следующий этап — презентация. Презентация – публичное предъявление результатов проекта.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта. В течение всей работы над проектом его разработчики собирают проектную  папку (портфолио).

 

5.      Работа в группах. Типология проектов.

 По реалистичности.

Проекты из «Сказки о царе Салтане». Цель у всех сестер была одна – стать царицей, но старшие предложили проекты затратные, нереальные, не имеющие перспектив и, главное, – никак не соотнесенные с целью.

Фантазия сестер-неудачниц не шла дальше обыденных домашних занятий, пусть и приобретших гипертрофированные размеры в соответствии с их представлениями о царской жизни. Естественно, Салтан, выступивший в роли эксперта, определил этих девиц к станку и на кухню. Напротив, младшая сестра сумела поставить цель реальную, позволяющую неженатому Салтану решить свои проблемы.

Задание каждой группе. Кейс Остапа Бендера.

Проанализируйте два эпизода из знаменитого сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» с точки зрения соотношения замысла предложенных Остапом Бендером проектов и ресурсов их осуществления.

Первый эпизод. Остап Бендер натыкается в Васюках на шахматную секцию и говорит васюкинкам из шахсекции: «Почему в провинции нет никакой игры мысли? Например, вот ваша шахсекция. Так она и называется: шахсекция. Скучно, девушки!.. Назвали бы, например, вашу секцию: «Шахматный клуб четырех коней», или «Красный эндшпиль», или

«Потеря качества при выигрыше темпа». Хорошо было бы! Звучно!». Переименование секции в «Шахсекция четырех коней» тут же состоялось, и «гроссмейстер собственноручно… художественно выполнил на листе картона вывеску с четырьмя конями с соответствующей надписью».

Второй эпизод. Остап Бендер разворачивает перед васюкинцами проект проведения в их городке международного шахматного турнира. Он рисует картины приезда Капабланки, Ласкера, Алехина. Аргументация Остапа: такое созвездие шахматных имен привлечет любителей шахмат со всего мира – и средства на обновление города. Мраморные отели, железная дорога «Москва – Васюки», аэропорт «Большие Васюки» – лишь часть нарисованных бендеровским воображением объектов, которые неминуемо должны возникнуть. Он неудержим в обещаниях: «…мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в Старые Васюки… Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.

  • Всего мира!!! — застонали оглушенные васкжинцы.
  • Да! А впоследствии и вселенной… Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!»32.

На исполнение проекта Остапу, по его оценке, требуется всего 100 рублей (чтобы разослать телеграммы великим шахматистам), в кассе «Шахсекции четырех коней» оказалось 21 руб. 16 коп.

Дайте вашу оценку реалистичности этих двух проектов.

 

5.2.  Типовые и уникальные социальные проекты.

 Ведущий:

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными.

Типовые — воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями.

Уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).

Задание каждой группе. Кейс Манилова из поэмы «Мертвые души» по типовой принадлежности.

«…Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Манилов) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян…»

 

5.3.Разовые и постоянные проекты.

 По организационной структуре социокультурные проекты могут иметь разовое и постоянное существование.

  • По длительности: долгосрочные и кратковременные.
  • По воспитательной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражение.

Пример – пословица: ты можешь накормить человека, дав ему рыбу, ты можешь дать человеку удочку, и он будет добывать себе пищу сам (обсуждение).

Задание каждой группе. Кейс Тимура и его команды.

Дайте оценку по принадлежности (разовый или постоянный) проекту создания команды детей-волонтеров в современной действительности с точки зрения современного законодательства, а также оцените воспитательную ценность данного социального проекта.

6.      Заключительный этап. Закрепление полученных знаний и применение их на практике.

 Задание каждой группе: разработать концепцию социального проекта для реализации в учреждении с учетом вновь приобретенных знаний (10-15 минут на подготовку, 2-3 минуты на защиту концепции).

7.      Рефлексия, подведение итогов.

 Каждому из участников семинара предлагается вернуться к своему «костюмчику ожиданий» и прокомментировать свои опасения и ожидания, а также дать оценку своей работе в ходе семинара.

Заключительное слово: «Как построить храм (легенда о Франциске Ассизском)».Франциск Ассизский был увлекающимся и впечатлительным юношей, сыном богатого торговца. Однажды он увидел сон, в котором ему явился ангел и сказал, что призвание молодого человека состоит в том, чтобы построить храм. Проснувшись, Франциск обдумал свой сон и решил дождаться отъезда отца, чтобы воспользоваться в его отсутствие семейными накоплениями.

Так он и сделал: стоило отцу отлучиться из дома на некоторый срок, как Франциск взял отцовские деньги, заказал на них строительные материалы, нанял рабочих и начал строительство прекрасного Храма в лесу. Храм рос до того ужасного для юноши момента, пока вернувшийся из дальних странствий отец не обнаружил пропажу своих денег и не перекрыл финансовые поступления великому юному подвижнику, заморозив стройку.

Опечаленный Франциск, не выполнивший миссии своей жизни, с горя уснул и – о счастье! – увидел второй сон. И в этом сне к нему опять явился ангел. Выслушав жалобы юноши на ограничения, наложенные отцом, ангел сказал: «Чтобы построить Храм, его нужно просто строить». Франциск проснулся. Поднялся со своего ложа. Вышел во двор.

Увидел камень, лежащий у обочины дороги. Поднял его и отнес в лес, чтобы положить в стену своего Храма.

Так день за днем по камешку строил он свой Храм в полном одиночестве и без какой- либо помощи со стороны. Именно этот Храм и это деяние оставили в веках его имя. И до сих пор, вспоминая о Франциске Ассизском, люди говорят: «Чтобы построить Храм, его нужно просто строить».

Подготовила: методист ДО Ефимова Н.Л.