Современные вызовы дополнительного образования.

Прежде чем говорить о современных трендах, вызовах дополнительного образования, мне хотелось бы определить информативное поле словосочетания, о котором сегодня мы будем рассуждать.

Итак,   опираясь на толковые словари,    мы видим, что, семантика слова

«образования» включает в себя – образ, просвещение (с немецкого), но есть и наследие от старославянского – образовать создать Смысл слова – «дополнительное» — добавочный, запасной. Но мне, хочется продолжить диалог в русле того, что дополнительное образование – не приложение к основному, а особая среда, в которой ребѐнок, подросток, молодой человек формирует своѐ собственное мировоззрение, развивает свои способности и личностные качества, реализует свои интересы, которые становятся серьѐзными увлечениями,   а   зачастую   и   основой   будущей

профессии. Педагог дополнительного образования должен смотреть в будущее и создавать его вместе с ребѐнком, что требует от педагога гибкости, готовности к постоянным изменениям, внимания к вызовам времени, запросам ребѐнка, семьи, общества, государства, самостоятельности, инициативы.

Таким образом, мы видим, на что предназначение образования – помочь человеку отрыть самого себя, свои таланты, способности, приобрести знания и компетенции, которые помогут ему состояться в профессии, в жизни.

Смею предположить, что «дополнительное образование» — живой процесс, т.к. системно развивается, пускает отростки (направления), эволюционирует, приобретая новые формы, тренды, согласно среде (обществу и его запросам), в котором оно растет, живет .Когда мы говорим сегодня о дополнительном образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и уникальный и конкурентоспособный ресурс социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.

И если рассматривать дополнительное образование в контексте современных условий (вызовы, возможности), то, на мой взгляд, можно выявить несколько ведущих трендов (тенденций, уклонов):

1. Сочетание разных форматов

Этот тренд наиболее ярко просматривается в интеграции форм очного и дистанционного обучения.

Онлайн-образование продолжает набирать популярность, но самую высокую эффективность показывает смешанный формат. Приведу практический пример. При освоении программных модулей «Структура исследовательской работы», «Происхождение названий улиц села Тегульдет», «Край ведаю» обучающимся предлагается выполнить тестовые задания на платформе Образование в форме игры

Основная идея – использовать игровые правила для достижения целей. А ещѐ мотивировать, но нематериально. За счёт игры скучные задания становятся интересными, а сложные вопросы – более простыми.

Подобная форма, не просто сделает процесс получения знаний более интересным, но и помогает пройти путь до конца, причём максимально эффективно.

2.  Наставничество и доступность.

Говоря о наставничестве, мы понимаем, что это не просто способ передачи знаний и опыта, а также инвестиции в долгосрочное развитие нашего общества, в лице наших обучающихся. Форма «наставничества» — далеко не новая, и, на мой взгляд, органична для основного и дополнительного образований. Результатом могут быть – совместные проекты, помощь в написании               какого-то        части                            исследования    и                  т.д.

В этом творческом названии, мы видим ситуацию, в которой мы сейчас находимся. Необходимо, нам, в первую очередь, педагогам в

«видеть и слышать» стремительно меняющийся мир, новые способы восприятия и интерпретация мира, культурное и социальное разнообразие, технологизированность жизни. И чтобы погрузить обучающихся в это «время перемен», нужно самим его освоить, принять, провести анализ и найти

 

точки соприкосновения со своими личностными,   мировоззренческими

«понятиями» и профессиональными компетенциями.

В итоге размышления, мне хочется отметить, что мне по жизни – повезло. Я получаю удовольствие от общения с детьми, с компетентными и

заинтересованными коллегами, мне нравиться «копаться» в профессии и искать «помощи» в новых формах, наслаивать полученное, на классические устои и традиции дополнительного образования. А еще, очень важно, что моя семья состоит из коллег — единомышленников. Муж – учитель физической культуры ВКК МКОУ «Тегульдетская СОШ», сын — учитель физической культуры I КК МКОУ

«Тегульдетская     СОШ»,             и тренер – преподаватель спортивной школы. И мы, получив информацию, моментально дома устраиваем педагогический диспут.

И в финале, мне хочется подарить (позволить вспомнить) Вам, тому, кто сейчас читает мои размышления, фразу Антуана де Сент-Экзюпери

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»

 Подготовила:

методист ДО Ефимова Н.Л.