Аннотация. Текст выступления содержит описание практическо- го опыта использования инновационных технологий и их элементов в объединении «Театр жизни», такие как метод проектов, на примере спектакля, информационные технологии, игровые технологии, вклю- чение в содержание работы театрального объединения краеведческого компонента.
Ключевые слова: театральная деятельность, педагогические
технологии, инновационные технологии.
Веяния сегодняшнего дня предполагают использование иннова- ционных технологий в дополнительном образовании.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершен- ствования педагогических технологий. [1]
Педагогическая технология – это отдельный набор форм, приемов, методов обучения и воспитательных средств, которые используются в образовательном процессе. [2]
В объединении «Театр жизни» постоянно ведётся поиск новых идей, направлений совершенствования работы педагога и деятельно- сти обучающихся.
Проектные технологии.
Проектная деятельность в театральном объединении направлена на сотворчество педагога и обучающихся в достижении поставленной цели. Например, цель – постановка новогоднего спектакля.
Работа над проектом будет реализовываться по этапам:
- Подготовительный – выбор сценария спектакля, распределение ролей, подготовка художественного и музыкального оформления, с помощью родителей подбор и изготовление костюмов и реквизита.
- Работа над постановкой – это читка сценария по ролям, работа над образами персонажей (в младшем школьном возрасте обучающие- ся рисуют своего героя и дают ему характеристику.
- Премьера спектакля.
- Анализ спектакля. Повторные показы отрывков из спектакля. (Например на театральном фестивале)
Работа над новогодним спектаклем, в качестве проекта, даёт воз- можность обучающимся проявить свою самостоятельность, инициа- тивность.
Информационные технологии.
Электронное пособие «Досугово-воспитательная деятельность в объединении «Театр жизни» позволяет систематизировать информа- цию по различным темам и быстро подготовить материал к занятию или воспитательному мероприятию.
Объединение участвует в дистанционных конкурсах различного уровня. Педагог в сотрудничестве с обучающимися проводит видео- съемку номера, иногда 3-минутный ролик снимается примерно полча- са.
Дистанционные конкурсы предъявляют требования к формату и объёму видео, поэтому педагог использует программы по монтажу и конвертации видео. (Например: городской конкурс «Сказки России»
принимает видеофайл, который оправляется по электронной почте, городской конкурс «Поэзия Победы» принимает ссылки на видео, кото- рое размещено на RuTube канале, а Всероссийский конкурс чтецов
«Поэтика» на облачных хранилищах и определённого объёма). Все эти условия нужно учесть педагогу, чтобы обучающиеся смогли стать участниками конкурса и смогли проявить свои способности.
Технологии игрового обучения.
Игра в театральной деятельности – это постоянный спутник заня- тий, постановок.
Подробнее рассмотрим постановки с элементами игры.
Инсценировка «Вредных советов» по Г. Остеру связующим звеном являются детские игры, такие как, «Жмурки», «Прятки», «Испорчен- ный телефон», игра по типу «Летел лебедь, считал…», «Каравай», ко- торые юные актёры показывают этюдами, без слов. А так же обыгры- вается символ детства «варежки на резинке», в нашем случае разно- цветные «митенки на резинке», которые превращаются в приспособле- ния для детских игр «Резиночки», «Рыбаки и рыбки».
Инсценировка «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака решена в таком виде театрального искусства, как, театр теней рук. Экран из не- плотной ткани, настольная лампа с направленным светом, детские руки, которые превращались в различных зверушек – то мышь, то ку- рица, то кошка, создавали атмосферу чудесной и незабываемой игры.
В объединении «Театр жизни» на занятиях используются издан- ные игры для развития актёрских умений и навыков.
Игра «Bla, bla, bla» на развитие воображения и фантазии, в кото- рой есть три типа заданий: по трём картинкам придумать историю, по картинке найти подходящую картинку-ассоциацию и обосновать вы-
бор, и выбрать из имеющихся картинок, ту, которая охарактеризует участника.
Игра «Гримасы» помогает развивать мимику и проявлять эмоции. Обучающие по очереди показывают выбранную гримасу, а остальные угадывают, на дублирующих картинках, показанную.
Игра «Крокодильчик» на общее внимание, помогает обучающимся раскрыться в показе слов с помощью средств пантомимы.
Для развития воображения и фантазии на занятиях объединения
«Театр жизни» используем игры из печатного издания Валентины Дёгтевой «Творческий дневник начинающего писателя, сочинителя и фантазёра»
Игровая деятельность позволяет развивать основные актёрские навыки в творческой атмосфере.
Региональный компонент.
В работе объединения «Театр жизни» краеведческий материал со- держится:
- в чтецком репертуаре – это стихи, проза, литературные компози- ции о Симбирске – Ульяновске, о Волге, легенда об озере Маришка;
- в просмотрах программ об ульяновских театрах;
- в игре «Интересные факты об Ульяновской области»;
Региональный компонент раскрывается в следующих формах ра- боты с обучающимися:
- посещение спектаклей Ульяновских театров;
- инсценировки литературных произведений симбирских, улья- новских авторов;
- инсценировка сказок, игр народов Поволжья;
- беседа о Героях Отечества викторины для знакомства с творчеством местных художников, музыкантов;
Краеведческий материал знакомит с историей, природой, культу- рой родного края через театральные постановки, воспитательные средства обучения.
Итог. Чтобы учебный процесс в театральном объединении прохо- дил интересно и увлекательно необходимо совершенствовать приме- няемые формы, методы, средства путём сочетания и использования одновременно несколько их комбинаций для достижения цели.