Методическая разработка ШСПМ
для педагогов дополнительного образования на тему
«Создание развивающей образовательной среды для учащихся на занятиях»
Аннотация по теме: «Создание развивающей образовательной среды для учащихся на занятиях»
Данная методическая разработка посвящена теме создания развивающей образовательной среды педагогами для учащихся в учреждениях дополнительного образования детей.
Методические материалы нацелены на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования в области организации развивающего образовательного пространства на занятиях, в вопросах оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку. Актуальность обусловлена тем, что данные психолого-педагогические знания свидетельствуют об огромном значении развивающей образовательной среды и психолого-педагогической поддержки со стороны педагога на развитие личности ребенка, сохранения его психологического здоровья.
Получение теоретического и практического опыта на занятии ШСПМ будет ориентировать педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности.
Материалы ШСПМ могут быть использованы в работе непосредственно педагогов дополнительного образования в целях самообразования и повышения своей психолого-педагогической компетентности.
Пояснительная записка методической разработки на тему «Создание развивающей образовательной среды для учащихся на занятиях»
Цель состоит в том, чтобы обеспечить для педагога дополнительного
образования осознанность, целесообразность и эффективность создания развивающей образовательной среды на занятиях с учащимися.
Задачи:
- Мотивировать педагогов на работу по созданию и совершенствованию
развивающей образовательной среды для учащихся на занятиях.
- Ознакомить педагогов с понятиями развивающей среды и условиями ее создания.
- Формировать умение оказывать поддержку учащимся на занятиях через интериоризацию профессиональных способов выполнения практических упражнений.
Целевая группа: педагоги дополнительного образования.
- Понятие и сущность развивающей среды
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С.Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия —среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия —эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда—это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства.
Свойства образовательной развивающей среды:
- гибкость, обозначающая способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
- непрерывность, выражающаяся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
- вариативность, предполагающая изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
- интегрированность, обеспечивающая решение воспитательных задач
посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур.
Образовательная среда–система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. Ясвин). Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей. Элементы педагогических технологий, направлены на создание развивающей образовательной среды, развитие творческих способностей детей. В основе педагогических технологий лежит идея «деятельностного подхода». Условия для формирования развивающей образовательной среды:
- создание психологического климата на занятиях: доброжелательного
отношения к учащимся, эмоционального отношения к познанию;
- создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;
- соблюдение принципа «права на ошибку»;
- диалогическая форма проведения занятий, «субъект -субъектные» отношения между педагогом и учащимся;
- учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ребенка свой «портфель» достижений). Дети ведут дневник собственных творческих достижений;
- сравнение новых успехов учащегося с его прошлыми успехами, а не
сравнение друг с другом;
- оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на занятиях;
- формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого учащегося;
- создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера.
При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: компромисс, примирение противоположных требований или создание качественно новой идеи. Второй путь – это путь развития!
Таким образом, развивающая образовательная среда–такая образовательная среда, которая способна обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Психологическая поддержка ребенка
Психологическая поддержка -один из важнейших факторов успешности
функционирования развивающей образовательной среды.
Психологическая поддержка –это процесс:
— в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
— который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
— который помогает ребенку избежать ошибок;
— который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка нужно изменить стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение детей, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА – значит ВЕРИТЬ В НЕГО!
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка;
- Избегать подчеркивание промахов ребенка;
- Показывать, что вы удовлетворены ребенком;
- Уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
- Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие задания, такие с которыми он может справиться;
- Уметь взаимодействовать с ребенком;
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
- Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний;
- Демонстрировать оптимизм
- Проявлять веру в ребенка, уметь сопереживать ему;
ПОДДЕРЖИВАТЬ можно посредством:
- ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ И ФРАЗ («красиво», «аккуратно», «здорово»,
«продолжай», «мне нравиться как ты работаешь…»).
- ПРИКОСНОВЕНИЙ (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять,
приблизить свое лицо к его лицу).
- СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его).
- ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Очень важный вопрос в методике психолого-педагогической поддержки о том, как создать в учреждении образования необходимые условия ее реализации. Здесь уместным будет напомнить известную мудрость, имеющую прямое отношение к этому вопросу:
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках. Он учится жить с чувством вины.
Осуществляя психолого-педагогическую поддержку очень важно соблюдать чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.
В воспитании, которое мы называем педагогической поддержкой, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат…Но главное –учащийся должен жить и развиваться в пространстве любви.
- Пожелание в завершении – в завершении занятия мне хотелось бы поблагодарить всех участников за работу. Пожелать успехов и творчества в работе. При возникновении трудностей буду рада Вам оказать методическую помощь и поддержку.
Используемая литература:
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. –4-е изд., испр. И доп. –(Психолог в школе). –М.: Генезис, 2004.
Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дувровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. –М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Интернет-ресурсы: www.edu.ru, http://edu.rin.ru.