Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности.

 «Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности” .

Учебно-методический материал на тему Совершенствование профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, как фактор повышения качества образовательной деятельности. В условиях современного образования главный принцип построения процесса воспитания и образования – ориентация на развитие личности воспитанника или обучающегося. Мы, педагоги, должны показать ребенку способы, позволяющие эффективно добывать знания, достигать свои потребности в образовании, стимулировать познавательные интересы и профессиональные запросы в будущем. В свете последних изменений в образовании, главной задачей образовательных организаций становится организация образовательной среды, содействующей развитию личности ребенка. Решить поставленную задачу могут только высоко квалифицированные, компетентные кадры. Исходя из «Профессионального стандарта педагога», который говорит о том, что «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.» Обязательной составляющей педагогического мастерства и профессионализма педагога считается профессиональная компетентность. При том что под понятием «профессиональная компетентность» понимается совокупность качеств личностных и профессиональных, обязательных для успешной педагогической деятельности. Работая в новых условиях, педагог переходит от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использует технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения. Поэтому во всех образовательных организациях большое внимание уделяется профессиональной компетенции педагогов. От этого зависит качество воспитания и образования. От этого зависит престиж образовательного учреждения. От этого же зависит и конкурентоспособность данной организации среди подобных.

Педагог проектирует образовательную программу для организации своей профессиональной деятельности и функционирования детского коллектива, индивидуальных занятий Дополнительная образовательная программа – инструмент организации педагогического процесса. Это документ, содержащий основные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации. Ее следует рассматривать в качестве нормативного документа, регламентирующего работу педагога дополнительного образования и одновременно содержащего критерии оценки деятельности педагога. Проектирование образовательной программы – деятельность по созданию (разработке) проекта (программы), созданию «образа будущего» предполагаемого результата. Для проектирования педагогу важно представлять: – границы и уровень собственной компетентности в рамках целей проекта; – необходимые приоритеты развития проекта и себя как его участника; – сильные стороны личного опыта, на которые можно будет опереться; – области своих возможных затруднений при проектировании. Педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. Во-первых, при изучении уникального неповторимого личностного опыта учащихся. Во-вторых, при построении индивидуальных траекторий развития каждого учащегося. В-третьих, при выявлении сложившегося в детских коллективах (группах, объединениях) общего микроклимата и возможности влияния на него. В-четвертых, при выборе оптимального стиля педагогической деятельности. Из выделенных объективных и субъективных факторов, необходимых для педагогической деятельности, можно увидеть, какими свойствами профессионализма должен обладать педагог, для наиболее эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и ее совершенствования: – первое свойство – объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в знакомстве с общими дидактическими принципами и, в знании детской натуры; – второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть: с одной стороны: – участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях; – успешное освоение ими образовательной программы; – увлеченное отношение воспитанников к делу, которым они занимаются; – ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся. с другой стороны: собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования.

Процесс проектирования в контексте совершенствования профессиональной деятельности педагога может включать следующие шаги: 1. Предварительное изучение реальных потребностей какой-либо категории воспитанников в освоении определенной предметной сферы. 2. Последующее структурирование и дифференциация этих потребностей по категориям, возрастам и ступеням образования. 3. Анализ возможностей имеющихся учебных предметов и дисциплин в решении обозначенных проблем. Обнаружение пробелов, не позволяющих полностью удовлетворить выявленные потребности учащихся в специальных знаниях, умениях, опыте. 4. Построение стратегических линий развития содержания за счет усиления межпредметных связей, введения принципиально новых содержательных блоков, предметов, курсов. 5. Дальнейшая концептуальная проработка каждого из выделенных структурных компонентов содержания. Совершенствование профессиональной деятельности педагога дополнительного образования можно определить как комплекс профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.

В процессе проектирования образовательной программы происходит совершенствование профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, так как формируются такие компетентности, как: – способность быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям, учитывая свои цели и приоритеты; – быстрое оценивание ситуации и своих профессиональных возможностей; – самоанализ собственной педагогической деятельности и осознание необходимости ее совершенствования; – наработка новых способов деятельности или трансформация прежних с целью их оптимизации; – способность к самообразованию, повышению собственной квалификации; – владение методами осуществления научного познания: выдвижение гипотезы, моделирование, экспериментирование. обобщение и анализ результатов деятельности. Ценностные отношения: – установка на использование дополнительных источников информации при подготовке к занятиям; – установка на формирование личностных качеств, необходимых для продуктивной работы с печатными источниками (тщательность, внимание, аккуратность, добросовестность, усидчивость и др.). Знания: – координаты библиотек (района, города, страны), в которых сосредоточена основная информация по профессии; – возможности фондов библиотеки своего образовательного учреждения; – виды библиотечных каталогов; – перечень наиболее известных поисковых систем в Интернете; – правила составления и оформления библиографии. При проектировании основная роль преподавателя заключается в управлении различными видами деятельности и установлении между ними связей. В итоге происходит перевод профессиональной деятельности педагога на более высокую ступень, т.е. действительно идет повышение профессионализма, увеличение уровня компетентности, формирование индивидуальной или корпоративной культуры, становление педагогического мастерства.

Проектирование приобретает организационно-деятельностный характер, а его продуктом становятся методические предписания к деятельности и качество самой деятельности. Проектная деятельность носит поисково-порождающий характер. В ходе совместной проектной деятельности рождается инновационный образовательный продукт различной степени детализации и проработки в виде программы развития учреждения, учебной программы, нормативного документа, или концепции, модели таких программ или документов. Распространенным видом проектного продукта могут также стать процедуры (авторские методики, оригинальные формы работы), а также принципиально новый опыт деятельности участников, который позволяет им улучшить качество своей непосредственной работы. Участие в проектировании – хороший повод для рефлексии над ситуацией своей профессиональной деятельности. При проектировании образовательной программы у педагога вырабатываются определенные умения, которые в свою очередь являются средством совершенствования профессиональной деятельности.

Проективные умения: – перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи; – учет при определении содержания учебного материала возможностей, потребностей интересов обучаемых; – отбор содержания, форм и методов учебной деятельности в их оптимальном сочетании; – планирование системы стимулирования самостоятельной активности. Аналитические умения: – осмысление содержания преподаваемого учебного материала в целом и его отдельных разделов; – нахождение в теории обучения закономерностей и принципов, позволяющих эффективно строить процесс обучения; – определение места преподаваемого учебного материала в содержании общего образования детей в соответствии с принципом дифференциации обучения. Прогностические умения: – определение цели обучения с учетом дифференциации обучения в современной системе образования; – планирование деятельности воспитанников в целом и в процессе их самостоятельной работы; – планирование практической деятельности обучающихся. Информационные умения: – логически правильное построение изложения учебного материала, проблемное изложение, умение создавать проблемные ситуации различными способами; – сочетание индуктивного и дедуктивного способов изложения материала; – использование демонстрационного материала, технических средств (слайды, видео и т.п.). Развивающие умения: – определение уровня информированности аудитории; – стимулирование познавательной самостоятельности и творческого осмысления. Рефлексивные умения: – анализ результатов своей деятельности и деятельности обучающихся; – анализ эффективности применяемых форм и методов обучения; – анализ эффективности применения демонстрационного материала, технических средств обучения в учебном процессе. Творческие умения: – разработка эффективных нетрадиционных методов и приемов организации учебного процесса; – способствование развитию креативного мышления воспитанников.

Обновление содержания образования сегодня требует от педагогов широкого кругозора в области образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, а не просто теоретической и методической подготовки в объеме программы педагогического вуза.

Практика показывает, что проектирование становится одним из действенных способов формирования исходных профессиональных установок. Проектировочные умения обусловливают возможность осуществлять проектную деятельность, что в свою очередь выступает средством совершенствования профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Исходя из анализа современных исследований видно, что последипломное образование подразумевает под собой повышение уровня образования, совершенствование подготовки, повышение уровня квалификации педагога. Профессиональное развитие педагога является важной составляющей последипломного образования. Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога. В связи с этим, в системе последипломного образования, особое внимание необходимо уделить профессиональному развитию педагогов.

Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. При несоответствии уровня профессионального развития педагога инновационной системе образования, возникают проблемы. Направленность на создание условий для понимания сущности и целей введения инноваций, обновления образовательной сферы, включение педагога в личностно значимый процесс профессионального развития становится важной направляющей осуществления процессов модернизации образования.