Деловая игра для педагогов дополнительного образования «Профессиональное развитие педагога»

Деловая игра для педагогов дополнительного образования

«Профессиональное развитие педагога»

 

Цель: Актуализация развития профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

1.Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.

  1. Повысить интерес педагогов к дальнейшему профессиональному саморазвитию.
  2. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения

Ход деловой игры.

Качество образовательного процесса в значительной степени зависит от профессиональной компетентности педагогов, которая напрямую связана с их самообразованием и саморазвитием. «Учитель  живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться в нем умирает учитель» (К.Ушинский). Эти слова очень четко выражают характеристику профессиональных качеств педагога.

Игра-разминка «Качества»

Ведущий предлагает каждому педагогу назвать 3 своих самых главных качеств, способствующих успешности в работе.

Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

«Не обязательно быть лучше всех,

достаточно быть лучше, чем неделю назад»

В настоящее время педагог – ведущая фигура в повышении качества образования в системе дополнительного образования. Современный педагог обязан быть в постоянном поиске новых методов, технологий, изучать опыт коллег. «Что было хорошо и что особенно удалось? Благодаря чему? Что не получилось и почему? Как сделать, чтобы было лучше?» — подобные вопросы задает себе каждый творческий педагог. Специфика дополнительного образования – отсутствие стандартов в реализации программ, добровольность и вариативность – увеличивают роль и значение педагога как субъекта образовательного процесса, а, следовательно, и уровень его квалификации становится более важным показателем качества образования. Поэтому, сегодня вопрос личностно-профессионального роста – ключевой для учреждения дополнительного образования.

Усиливает акценты в этом вопросе и государственная политика. Принят Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», в котором точно отражается профессиональная компетентность педагога. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей является одним из ключевых направлений Концепции развития дополнительного образования.

Профессиональный стандарт предъявляет требования к образованию и обучению педагога дополнительного образования детей и взрослых на уровне среднего профессионального или высшего образования, а также дополнительного профессионального педагогического образования. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» описывает обобщенные трудовые функции педагогов доп.образования, методистов, педагога-организатора.

Трудовые функции педагога дополнительного образования:

— преподавание по дополнительным общеобразовательным программам;

— организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации ДОП;

— обеспечение взаимодействия с родителями обучающихся, осваивающих ДОП при решении задач обучения и воспитания;

— педагогический контроль и оценка освоения ДОП;

— разработка программно-методического обеспечения ДОП

 

Профессиональный стандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования. Следовательно, каждому педагогу необходимо обладать определенным набором компетенций.

Общепедагогические компетенции — это совокупность профессиональных знаний и качеств педагога позволяющих организовать эффективный образовательный процесс в учреждении дополнительного образования на основе законодательных актов и нормативных документов в области организации образовательной деятельности и защиты прав ребенка.

Психолого-педагогические компетенции – это набор личностно-профессиональных качеств, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.

Методические компетенции – это способность к организационно-технологическому сопровождению образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Коммуникативные – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с субъектами образовательного процесса.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки педагогов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Основные составляющие профессиональной компетентности:

  • интеллектуально – педагогическая компетентность умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности;
  • коммуникативная компетентность – профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими;
  • информационная компетентность – объём информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
  • рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции.

 Что должен знать профессиональный педагог?

  • Знать специфику системы дополнительного образования
  • Знать общие закономерности развития детей
  • Уметь организовывать ведущие виды деятельности
  • Владеть теорией и методиками развития детей разного возраста
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга
  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей
  • Владеть ИКТ- компетенциями

 Топ – 8 профессиональных компетенций современного педагога

  1. Умение создавать комфортную психологическую среду в процессе обучения.

         Комфортная среда позволяет создать атмосферу сотрудничества, построить общение и взаимопонимание с обучающимися. И педагог должен уметь организовывать образовательный процесс так, чтобы ребенок свободно высказывал свое мнение, не боялся возражать и спорить, а педагог слушал, относился к обучающемуся с уважением и не допускал пренебрежительности. Педагог должен уметь устанавливать дистанцию, при этом оставаясь ребенку другом.

У некоторых педагогов это умение врожденное или воспитано в семье. Другим его придется в себе развивать. Но главное – если есть желание, всему можно научиться.

 Умение организовать занятие так, чтобы вся группа была вовлечена в учебный процесс.

Педагог должен уметь создавать образовательное пространство, используя тот набор инструментов, который имеется в кабинете: обычную доску, шкафы, столы и т. п., но не только это. Он должен при необходимости привносить что-то свое, и это не обязательно новое оборудование. Это может быть, например, новая методика или технология, новый взгляд на традиционно используемые при обучении средства.

Чтобы правильно создавать пространство, в котором ребенку будет интересно учиться, педагог должен четко знать, с какой целью он проводит занятие или организовывает внеклассное мероприятие, равно как с какой целью и для чего он будет пользоваться тем или иным инструментарием.

 Навыки стратегического планирования, подбора методов обучения и создания материалов для занятия.

Важнейшая задача педагога – определить для работы с детьми правильные стратегию и тактику. Педагог должен подбирать учебный материал таким образом, чтобы каждый обучающийся, независимо от его способностей, мог разобраться в теме занятия. Понимание, как сделать так, чтобы заинтересовать абсолютно всех детей, — навык хорошего педагога.

Кроме материалов по предмету, педагог определяет, какую стратегию он будет использовать в процессе занятия: игровые технологии, выезд на природу, эксперименты, изучение художественного произведения, а после – просмотр спектакля по его сюжету в театре и т. п. Педагог выбирает стратегию, исходя не только из своих знаний, компетенций и возможностей, но и с учетом того, какой способ подачи материала его ученики воспринимают лучше. Чтобы найти свой собственный подход к организации занятий, нужно постоянно изучать новые практики, методики, уметь их применять и видоизменять.

 Навык применения формирующей оценки

         Оценка должна точно измерять, что обучающиеся уже освоили, а в чем у них еще есть пробелы. Например, в течение нескольких занятий дети изучали тему, для закрепления педагог провел контрольную работу. По результатам, педагог понял, что часть материалов по теме усвоена хорошо, часть – слабо, а что-то не усвоено совсем. Педагог все анализирует и далее планирует занятия с учетом полученных результатов, даже если ребенок приступил к изучению новой темы.

Хороший педагог поставит подобную оценку и себе – что удалось ему самому, а над чем стоит поработать.

 Умение чувствовать атмосферу в группе.

         Педагогу необходимо учиться определять настроение детей, их интересы, потребности, настрой на обучение. Это не значит, что нужно следить за их страницами в социальных сетях или организовывать собрания и задавать детям вопросы. Педагог, владеющий описываемым навыком, получает информацию во время контакта с учениками, применяя знания из области психологии (не лишним будет вспомнить, чему учили в педагогическом институте), но и не настаивая на удовлетворении собственного любопытства.

Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

         Знание психологии и навыки взаимодействия пригодятся в общении не только с обучающимися, но и с их родителями. Педагог должен знать, как обсуждать проблемы ребенка, и уметь принимать решения, учитывая интересы ребенка. В общении с родителями так же, как и в общении с детьми, важна дистанция. Знания из педагогики, социологии, психологии социального конфликта тоже пригодятся.

Чтобы общение с родителями получилось эффективным, нужно разобраться, почему у ребенка возникли те или иные проблемы, узнать мнение родителей об этом, после чего высказать свои предположения и предложить решение. Нужно уметь не поддаваться на провокации, слышать собеседника и обсуждать проблемы в спокойном тоне.

Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь).

          Профессионал отличается от дилетанта в том числе соблюдением профессиональной этики. Ничто так не демонстрирует ее, как речь педагога и его внешний вид.

Обычно в школе действуют утвержденные правила, которые запрещают педагогическому составу носить прозрачную, «рваную», короткую, чрезмерно облегающую одежду, шорты, головные уборы, шлепанцы, сандалии, пляжную одежду и одежду с легкомысленными текстовыми принтами. В остальном у педагога нет особых ограничений. Главное, чтобы его внешний вид соответствовал месту, где он работает.

Речь педагога должна быть близка к литературной. В то же время владение молодежным сленгом и разумное его использование в некоторых случаях может помочь наладить контакт с детьми. В ситуации, когда педагог не знает смысла какого-то нового слова, которое используют ученики, спасает чувство юмора.

Постоянное стремление совершенствоваться.

         Педагог должен уделять время самообразованию. Развитие личностных и профессиональных компетенций – это обязательный процесс, ведь в образовании регулярно появляются новые технологии и стратегии преподавания. Многое, что было эффективно 20 лет назад, сегодня уже не работает. Кроме того, если педагог не понимает и не хочет знать, чем сейчас живут дети и подростки, хорошей коммуникации с ними не получится. Да и если педагог не стремится сам познать новое, перестает учиться, он со временем становится похож на старую испорченную пластинку: вроде все верно, только устарело и неинтересно.

Очень важно обладать необходимыми для преподавания компетенциями. Но все-таки главное, чтобы педагог помнил, зачем он пришел в профессию. Если он просто не знал, куда поступить, и подал документы в педагогический вуз, он вряд ли станет хорошим педагогом. Если же педагог увлечен идеей стать настоящим наставником детям и подросткам и стремится стать профессионалом своего дела, то все в его руках.

 

Каковы пути развития профессиональной компетенции?

  • Самообразовательная  работа (реферат, доклад, творческий отчет).
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
  • Обзор в Интернете информации по теме
  • Посещение семинаров,  конференций, занятий коллег.
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
  • Изучение информационно-компьютерных технологий.
  • Общение с коллегами.
  • Участие в различных форумах, конкурсах в Интернете.

Проводится игра

А теперь каждая группа получит задание

1.Через какие виды деятельности происходит повышение профессиональной компетентности педагога?

(посещение МО, ШПМ, участие в педсоветах, консультациях, курсах повышения квалификации, конкурсах профмастерства, самообразовании, участии в инновационной деятельности) 2 мин.

 

2.Какими федеральными нормативными документами руководствуется педагог в своей деятельности?

— «Закон об образовании в РФ»

— СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

— Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена 04.09.2014г. №1726-р;

— Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по доп. общеобр.программам»;

 

3.Какими локальными нормативными документами руководствуется педагог в своей деятельности?

(Устав, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, должностные инструкции, приказы директора, инструкции по охране труда и противопожарной безопасности)

 

4.Чем характеризуется профессиональная компетентность педагога?

Профессиональная компетентность педагога характеризуется, как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

  1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
  2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
  3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

 

А теперь я предлагаю вам упражнение «РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ». Сейчас 1 и 3 группе предстоит взять на себя труд подобрать сотрудника-педагога (выбираете сами) на одно-единственное вакантное место. Вам необходимо составить резюме, в котором отражены качества претендента, наиболее ценные для педагога. Правила остаются прежними. Время – 5 мин.

 

Следующее задание для 2 и 4 группы:

Представьте, что вы – родители, которые выбирают педагога для своего любимого чада. И вам нужно составить резюме с точки зрения «К этому педагогу – ни за что на свете!»

Докладчик, пожалуйста, зачитайте резюме.

Вот мы и нашли значимые качества педагога. Современный педагог должен быть компетентным профессионалом.

 

Итог: Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

 

  1. Личностные и профессиональные качества педагога (Яковлева О.Н.)

Игра «Портрет педагога» — презентация модели профессиональной компетентности педагога

Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.

Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры.

Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:

  1. практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.
  2. теоретическая часть.
  3. демонстрационная часть.
  4. заключительная часть.

Практическая часть

Организационный этап:

Этап «Мозговой штурм»

— Ваша задача разработать модель профессиональной компетентности педагога.       Но для начала вы должны определить наиболее важные на ваш взгляд качества, составляющие профессиональную компетентность педагога.

Оформительский этап

— Сейчас каждая рабочая группа на ватмане должна оформить свою модель профессиональной компетентности педагога. Для этого необходимо на одной половине ватмана изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств, которые вы выбрали после обсуждения. Пять – личностные качества, пять – профессиональные. Творческий подход к заданию приветствуется. Время работы – 7 минут.

Демонстрационный этап

— А сейчас предоставляется слово докладчику для презентации модели профессиональной компетенции педагога и обоснования представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы – 2минут.

(после каждой презентации)

 

Итог:

Рефлексия. Игра «Проблема на ладошке» (Яковлева О.Н.) (музыкальное сопровождение: музыка Вселенной)

Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке (ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик)

— Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.

А теперь давайте конкретно поговорим о том, что каждый из вас сделал по развитию самосовершенствования за эти полгода? Чему вы научились?

(Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество, если буду обогащать свой словарный запас.)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

 

Итак, первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства   —  самообразование,  расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне

Ещё одной формой повышения профессионального мастерства является наставничество, работа с молодыми специалистамиКомпетентность не существует в готовом виде, каждый должен создать её заново. И для оказания помощи нашим молодым специалистам в их профессиональном становлении, нам  необходимо закрепить наставников. 

Закрепление наставников

Наставничество помогает молодому специалисту войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал.

Ч.Дарвин: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».

Подготовила: методист ДО Ефимова Н.Л.