«Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается.
Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных» А.С. Макаренко.
Воспитательная деятельность в дополнительном образовании является благоприятной почвой для формирования у детей фундаментальных человеческих потребностей. С началом образовательного процесса у ребёнка изменяется весь жизненный уклад и закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение предлагаемых педагогом или родителями моделей поведения, общения, взаимодействия.
Своеобразие образовательной деятельности в воспитательном процессе в дополнительном образовании состоит в том, что она носит более свободный, непринуждённый характер, всецело строится на интересе и носит занимательный характер, так как в ней присутствует элемент игры, где педагог выступает в роли наставника и посредника.
Организация воспитательной работы в образовательной деятельности рассматривается как целостная динамическая система. В связи с этим нужно хорошо знать психофизические особенности учащихся, умело проектировать близкие, средние и далёкие перспективы развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.
Хотя в истории отечественной педагогики был период, когда учёные предлагали отказаться от термина «воспитание» и заменить его более широким понятием «образование». Сейчас все почувствовали и осознали, что образование без воспитания существовать не может и что именно воспитание остаётся сегодня единственной опорой и созидающим началом в нашем обществе.
Что же такое воспитание сегодня? (работа педагогов в группах) . Каждой из групп предлагается ознакомиться с одним из существующих сегодня определений понятия «воспитание», подготовить его комментарий, обосновать приемлемость ( неприемлемость) его для ДО.
Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
1. Воспитание — целенаправленный процесс. Это проявляется в том, что основным ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность нравственных норм, принятых в обществе. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, отражающую модель личности воспитанника. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна ученику, когда он соглашается с нею, принимает ее и в процессе самовоспитания опирается на те же ориентиры.
2. Воспитание — многофакторный процесс, поскольку при его осуществлении педагог должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, осложняющих воспитательный процесс или способствующих успешности его протекания. В числе объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, следует рассматривать различные стороны общественной жизни (экономику, политику, культуру, идеологию, мораль, право, религию и др.); среди субъективных факторов — социальную среду, в которой воспитывается личность (влияние семьи, школы, друзей, значимых личностей), а также индивидуально-личностные особенности воспитанника.
3. Воспитание — субъективный процесс, что выражается в неоднозначной оценке его результатов. Это объясняется тем, что результаты воспитания не имеют четкого количественного выражения, поэтому нельзя точно сказать, какой ученик воспитан отлично, а какой — неудовлетворительно. В силу этого трудно определить, какой воспитательный процесс можно считать качественным, эффективно воздействующим на личность учащегося, а какой является «показухой», ведется «для галочки» и не приносит желаемого результата. Субъективный характер воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическими умениями, чертами характера, личностными качествами, ценностными ориентирами, наличием или отсутствием талантов, способностей, увлечений.
4. Воспитание — процесс, характеризующийся отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Это происходит в силу того, что воспитание призвано оказать глубинное, комплексное воздействие на личность (сознание, поведение, эмоции и чувства). Чтобы учащийся осознал, чего именно добивается педагог, адекватно прореагировал на воспитательное воздействие и сделал для себя правильные выводы, необходимо время. Иногда на это уходят целые годы.
5. Воспитание — непрерывный процесс, поскольку личность нельзя воспитывать «от случая к случаю». Отдельные воспитательные мероприятия, какими бы яркими они ни были, не способны сильно повлиять на поведение личности. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий, включающих постоянный контакт педагога и учащихся. Если же процесс воспитания нерегулярен, то педагогу постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать у учащегося новые устойчивые привычки.
6. Воспитание — комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее целостного формирования личности, в которой гармонично представлено высокое развитие сознания, поведения и чувств. Это означает, что личность нельзя формировать «по частям», либо, уделяя внимание только формированию сознания, либо делая упор на развитие норм и правил поведения, либо формируя эмоции и чувства.
7. Воспитание — двусторонний процесс, поскольку он идет в двух направлениях: от педагога к ребёнку (прямая связь) и от ребёнка к педагогу (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает к педагогу от учащихся. Чем больше информации об особенностях, способностях, склонностях, достоинствах и недостатках учащегося имеется в распоряжении педагога, тем целесообразнее и эффективнее он осуществляет воспитательный процесс
Это значит, что под воспитанием мы будем понимать целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).
В результате организации воспитательной работы, культурно-досуговой деятельности в ДО должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого учащегося, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий «воспитательный процесс» и «воспитательная система».
Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных элементов (средств, форм, методов, технологий, содержания учебной и внеучебной деятельности), которые создают качественно новые условия для развития и формирования личности. Центральное ядро системы составляет цель воспитания.
Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры. Основные компоненты воспитательного процесса: Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).
Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» чётко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создаётся и развивается воспитательная система, с другой – эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. По специфике дополнительного образования, развитие самой воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура и даёт возможность добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности. С одной стороны воспитательная система- психолого-педагогическая, с другой внеучебно-педагогическая и она влияет на учащихся не только, как педагогический фактор (через педагогов, занятия, различные задания), но и как внеучебный фактор (через включенность в окружающую среду, через её отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых.
Воспитательная деятельность в дополнительном образовании предполагает наличие определённых компонентов, совокупность которых позволит решить задачи, направленные на формирование всестороннего развития учащихся, а именно: создание условий для равного проявления учащимися своих индивидуальных способностей; использование активных и нестандартных форм внеурочной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям; развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения; помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность; помочь детям научиться принимать решения самостоятельно и в группе; научить детей сочувствию; развивать в детях открытость, умение выражать своё отношение к другим; помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям; помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности; развивать в себе сильные стороны своего характера.
Таким образом, реализация воспитательных задач в дополнительном образовании позволяет ребёнку осуществить процесс своего общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми. При этом очень важно, чтобы он делал это рационально, продуктивно, творчески и успешно
Методика организации воспитательной работы в ДО включает в себя совокупность педагогических методов и социально-культурной деятельности, сочетание которых и правильное применение позволяет достичь поставленные воспитательные цели. Так можно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Приведите примеры прямого и косвенного педагогического влияния.
Прямой метод – это немедленная или отсроченная реакция ученика на советующие действия, косвенные – это создание такой ситуации, в которой у ребёнка формируется советующая установка на самосовершенствование, на выработку определённой позиции в отношениях.
К методам педагогического влияния воспитательной деятельности относятся: методы воздействия на эмоциональную сферу, на интеллектуальную сферу, на мотивационную сферу, на волевую сферу, на сферу саморегуляции, методы воздействия на предметно-практическую сферу.
Метод воздействия на интеллектуальную сферу- это в основном метод убеждения, через исторические, литературные аналогии, притчи, басни, театрализованные представления, разнообразные дискуссии. В основе этого лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают в себя методы стимулирования. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается позитивная оценка действий учащихся. Оно закрепляет положительные навыки и привычки, благоприятные эмоции, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почётных прав, награждение и др. поощрение должно быть справедливым, как правило, согласованным с мнением коллектива и представлять собой естественное содействие поступка ученика, а не следствие его стремления получить поощрение. Поэтому поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. К видам наказания относят наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определённых прав, выражение морального порицания, осуждения и др. Наказание – это сильнодействующий метод, поэтому оно ни в коем случае не должно унижать достоинство учащегося.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагает формирование у детей необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Основным методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и самовнушение. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Методы воздействия на волевую сферу предполагает развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.п. основное влияние на формирование волевой сферы оказывают методы требования, которые различают как прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определённость, конкретность и точность. Косвенное требование (совет, просьба, намёк, выражение доверия, одобрение и т.д) .
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у учащихся анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирования навыков честного отношения к себе и другим людям.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих ему реализовать себя и как существо общественное, и как неповторимую индивидуальность(решение какой-либо проблемы, создание условий для включения учащихся в систему новых для них отношений, метод моральных дилемм, метод рефлексии, означающий процесс размышления о происходящем в его собственном сознании).
Тем не менее, в современных условиях модернизации учебно-воспитательного процесса не все методики педагогического ресурса используются в организации воспитательной и досуговой деятельности дополнительного образования детей. Анализ методов показал, что они имеют важное значение, для организации педагогических условий. Детей можно и нужно обучать искусству организации и проведения воспитательной деятельности и досуга. Педагогические усилия в этом направлении не бессмысленны. При этом именно разнообразная классификация методов может оказать педагогу неоценимую услугу в формировании успешности в воспитательной деятельности. Чем шире и разнообразнее будут применяться методы, тем большие возможности открываются перед педагогами в развитии личности детей. Лишь разнообразие методов, приёмов, форм, технологий в воспитательной деятельности способствуют созданию и укреплению воспитательной системы учреждения в целом.