Технология развития творческого и критического мышления в системе дополнительного образования.

Методическое пособие  для занятия в Школе совершенствования педагогического мастерства

«Технология развития творческого и критического мышления в системе дополнительного образования»

Методист по ДО

Беленкова Е.М.

 

          Цель — теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.

   Задачи:

1.Изучить теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий.

2.Рассмотреть  виды современных технологий обучения детей  и их практическое применение в системе дополнительного образования.

3.Изучить использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

 

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Приоритетной задачей образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые бы позволили не только адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.

Школа даёт ребёнку знания, но сейчас нужны не столько сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших детей часто лежат, как вещи на плохом складе: их много, и они не востребованы. Для того чтобы оживить их, надо научить детей чувствовать свои творческие возможности и находить качественные решения в условиях неопределённости и множественности выбора, так как «в наши дни талант и творческая одарённость становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».

Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается гибкостью, вариативностью, разноуровневостью становиться важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.

Практика показала, что невозможно достичь нового качества образования, не применяя новые формы и методы обучения, способствующие развитию у детей творческого и критического мышления, коммуникативных навыков, командной работы и креативности (навыков soft skills)

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.  Сергей Зар-Бек говорит,  что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся  путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Данная технология направлена на развитие учащегося, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов знаний, когда педагог показывает и объясняет, а учащийся – запоминает и повторяет; а общение на занятии, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность учащегося, привыкшего к получению готовых знаний,  подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ  учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие занятия дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. Базовая модель технологии вписывается в занятие и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии  осмысления и стадии рефлексии.

 

Стадии Методические приемы Деятельность  учителя Деятельность учащихся
Iстадия

Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

 

·         Парная мозговая атака.

·         Групповая мозговая атака. Ключевые термины.

·         Свободное письменное задание.

·         Таблица «З-Х-У».

·         Плюс-минус-вопрос.

·         Верные и неверные утверждения

·         Корзина идей

·         Кластер

·         Ключевые термины

·         выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.

·         внимательно выслушивает  их ответы

·         актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;

·         задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

II стадия

Осмысление содержания

(получение новой информации)

 

·         Инсерт-система маркировки текста.

·         «Знаю — хочу узнать — узнал» — маркировочная таблица.

·         Чтение с остановками.

·         Бортовые журналы.

·         Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

·         Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

·         « Дерево предсказаний».

·         «Шесть шляп мышления».

·         Приём «Кубик»

·         «Двухчастный и трехчастный дневник»

 

·         поддерживает  у учащихся активность

·         выступает в роли консультанта

·         получает новую информацию;

·         осмысливает ее;

·         соотносит  с уже имеющимися знаниями.

III стадия

Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

·         Синквейн

·         Эссе

·         Дискуссия

·         Круглый стол

·         «РАФТ»

 

·         возвращает  учащихся к первоначальным записям – предположениям.

·         вносит изменения, дополнения.

·         даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

·         соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления

·         обобщает полученную информацию;

 

 

Мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Мозговой штурм

Это метод поиска идей. Главное в методе мозгового штурма-генерирование идей без всякой критики, т.е. принимать  все идеи, а лишь потом приступать к осмыслению, критике, анализу идей и выработке решений. Этот метод хорош для развития фантазии, воображения и для раскрепощения сознания учащихся. С его помощью можно показать, что у одной  и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий; можно  не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, научить слушать товарищей, уважать и своё и чужое мнение, сдружить группу; поднять статус робкого ребёнка, сделать его более смелым и раскованным, научить позитивной критике.

Синектика – является продолжением метода «мозгового штурма». В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов» . При синектическом штурме допустимы элементы критики и, главное предусмотрено обязательное использование четырёх специальных приёмов, основанных:

— на прямой аналогии. Поиск сходных процессов в других областях (вертолёт-аналогия стрекозы, подводная лодка-аналогия рыбы и т.д.);

— на личной аналогии. Предложить учащемуся представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации (попробуйте войти в образ и попытайтесь рассуждать с этой точки зрения);

— на фантастической аналогии. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируя все существующие законы(как эту задачу решили бы сказочные персонажи? Нарисуй свою радость! И т.д.)

В основе такой работы лежит

Метод эмпатии.

Этот метод применим к различным видам творческой деятельности(в рационализаторской, изобретательской, управленческой и в художественном творчестве). Например, в театральной студии учащиеся «погружаются» в образ своего героя, живут его мыслями, чувствами, переживаниями. В хореографических объединениях педагог может предложить учащимся прослушать музыкальное произведение и представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. То же самое можно и в объединении по ИЗО. В объединениях технической направленности можно использовать прямую аналогию сравнивая с другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.

 

«Плюс – минус — вопрос».

Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений. При чтении текста  или рассказывании истории, предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения учащегося, носит позитивный характер, в графу «М» — негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных педагогом, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией, нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на занятии информацию.

Метод контрольных вопросов.

Это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Типичные вопросы: А если сделать наоборот? А если заменить эту задачу(деталь, предмет, пространство) другой? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? Возможны ли новые способы применения? Что можно присоединить? А если изменить последовательность операций.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу  слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части — простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.

 

Тонкие вопросы Толстые вопросы
·        кто…

·        что…

·        когда…

·        может…

·        будет…

·        мог ли…

·        как звали…

·        было ли…

·        согласны ли вы…

·        верно…

·        дайте объяснение, почему…

·        почему вы думаете…

·        почему вы считаете…

·        в чем разница…

·        предположите, что будет, если…

·        что, если…

 

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».

3 этап – при выполнении работы  дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после  задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо  педагогу останавливаться.

Морфологический анализ.

Морфологический ящик. Сначала выделяют оси-главные характеристики объекта, а затем по каждой оси записывают элементы- все возможные варианты (составные части или материал из которого предмет сделан). Например, придумать новый фасон костюма, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Часть костюма Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Лиф приталенный свободный декольтированный укороченный
юбка расклешённая прямая годе плиссе
рукав Без рукава короткий фонарик Три четверти
воротник испанский английский матросский круглый

 

Метод фокальных объектов

Суть метода заключается в следующем Перед нами , как в фокусе, — объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь на любой странице, называем наугад слова. Затем  «применяем» эти слова к заданному объекту. В результате фантазирования получается объекты, обладающие необычными свойствами. Пользуясь методом можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться. Собрать картинки и сделать презентацию. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный лучше прежнего? Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирования ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь и фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод системного анализа(системный оператор)

Работа с системным оператором  предполагает формирование у учащихся умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки, строение и др. Самое главное системы.-это её функция. То для чего система создана. Системы могут отличаться друг от друга разными свойствами, но одно свойство у них общее: все они состоят из подсистем и надсистем. Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые  могут меняться с течением времени.

 

Прошлое надсистемы

6

Надсистема (настоящее)

3

Будущее надсистемы

9

Прошлое системы

4

Система (настоящее)

1

Будущее системы

7

Прошлое подсистемы

5

Подсистема (настоящее)

2

Будущее подсистемы

8

 

Домашняя утварь

 

Посуда Посуда
кружка

 

стакан пластиковый
жестяная или деревянная стеклянная колба с дном конусообразная форма

Таким образом, учащиеся учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему  связей  между  объектами окружающей  действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

Типовые приёмы фантазирования.

В их основе активизация мыслительной деятельности учащихся. Придумывать, фантазировать  можно не вслепую, а с использованием конкретных приёмов: уменьшение-увеличение, дробление-объединение, преобразование признаков времени, динамика-статистика, специализация-универсализация, наоборот. Например: уменьшение-увеличение (Выросла репка маленькая-маленькая. Продолжи сказку); наоборот (добрый Волк и злая Красная шапочка); дробление-объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек); замедление-ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй, какой была твоя мама в детстве); динамика-статика(оживление неживых объектов и наоборот(Буратино-живое дерево, Снегурочка-живой снег, Колобок-живое тесто)

«Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Кластер.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с содержанием занятия учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с темой или же в процессе обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

 

Знаю Хочу знать Узнал
 

 

 

Преимущества ТРКМ

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного материала;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  • предоставляется случай заблистать в глазах одногруппников и педагога, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Образовательные результаты

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

 

Учиться должно, быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности учащегося является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество.

Все перечисленные методы позволят учащимся сформировать стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности. Данная технология предполагает так же реализацию дифференцированного и индивидуального подхода, где каждый учащийся выполняет задания на своём уровне развития, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему  образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к ребёнку, к его индивидуальности.