«Современные подходы, принципы и формы планирования и организации работы с родителями в дополнительном образовании»,
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями учащихся.
Задачи:
уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;
активизировать педагогическое мышление ПДО как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Ход:
Тема «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации работы с родителями и общественностью в дополнительном образовании». Сегодня мы поговорим о том, как эти встречи с родителями сделать увлекательными и полезными.
Девизом, послужит высказывание! «Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего детства. (В.М. Бехтерев).
Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.
Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.
Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Родительский ринг — одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
Родительская конференция — одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.
Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Родительский вечер — это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Родительский клуб — это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Посещение семьи – эта форма работы позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Папки-передвижки — в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.
Индивидуальные беседы — родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах ребёнка.
День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей.
Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.
информационно-аналитические формы работы;
досуговые;
познавательные;
наглядно-информационные.
Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми: (опрос; тесты; анкетирование; заполнение социального паспорта; почтовый ящик доверия; интервью с родителями; посещение учащихся на дому; ознакомление родителей с документацией по объединению, с уставом и др. документами ОУ)
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки — призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми. (семейные театры, концерты, игры, конкурсы; спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии; вернисаж совместного творчества; выставки семейных коллекций; родительский уголок творчества..).
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями возраста детей, формирование практических навыков детей. (родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион); родительские клубы; проекты; индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель); семинар-практикум; информационные стенды, и др).
Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания (открытые занятия; родительские уголки; выпуски газет; выставки детских работ, фотографий; просмотр видеороликов; день открытых дверей; интернет странички для родителей; проведение коррекционных занятий по скайпу; кейс технологии; мини-библиотека; прайс-листы.)
Я надеюсь, что наше занятие не прошло даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.