Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что учащийся должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.
Современный подход к образовательному процессу изменился от объяснительно-иллюстративного и репродуктивного обучения, к проблемно-поисковому, коммуникативному и имитационно-ролевому обучению.
Новые формы организации образовательного процесса
—Проблемно-поисковое: проблемное изложение; мозговой штурм; частично-поисковый; исследовательский.
—Коммуникативное: дискуссия; диалог; полемика; снежный ком; проектирование; презентация.
—Имитационно-ролевое: имитационные упражнения; ролевые игры; деловые игры; организационно-деятельностные игры; организационно-мыслительные игры; анализ конкретной ситуации.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Умение учиться — это способность человека объективно обнаруживать
— каких именно знаний и умений ему не хватает для решения актуальной для него задачи;
— самостоятельно или в коллективной деятельности находить недостающие знания;
— эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе.
Сформированные универсальные учебные действия обеспечивают личности не только готовность и способность самостоятельно учиться, но и осознанно решать самые разные задачи во многих сферах человеческой жизни.
Достижение умения учиться – предполагает полноценное освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- Познавательные и учебные мотивы (побуждение к достижению цели);
- Учебную цель (зачем?);
- Учебную задачу (определённое учебное задание, которое имеет чёткую цель);
- Учебные действия и операции.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий:
- личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания)- обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование)- обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности.
- познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) обеспечивают учебно – познавательную компетентность, организацию учебно – познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности.
- Коммуникативные- обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность учащихся, когда знание не передается педагогом в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу педагогов и учащихся по овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся младшего школьного возраста, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка.
Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Меня заинтересовали взгляды на эту проблему Савенкова Александра Ильича — доктора педагогических и психологических наук, профессора МГУ, и его методический комплект «Методика исследовательского обучения школьников»
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
- Выделение и постановка проблемы.
- Выработка гипотез.
- Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
- Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
- Представление результатов исследовательской деятельности.
Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные.
Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя исследовательскую деятельность учащихся, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности.
В работе с детьми наряду с исследовательской деятельностью используется и проектная деятельность. Они близки, хотя и имеют некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков). На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов является одним из эффективных методов формирования УУД, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, которое организовано проектным методом.
Проект – это буквально «брошенный вперёд», т. е. прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. Замысел, идея, образ, воплощённый в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проект – замысел, воплощённый в жизнь.
Замысел – то, что будет показано, рассказано, как это делалось
Проектирование – это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Проектная деятельность – процесс познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проекта.
Метод проектов — способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Он позволяет спланировать исследование так, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, т.к. предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему.
Источник проектной деятельности (тот, кто проектирует): ученик или группа учащихся – субъект.
Среда, процесс, ситуация, явления действительности, на которые (то, на что) направлена проектная деятельность субъекта – объект проектирования.
То, с помощью чего проектируем – средства проектирования.
То, как мы это делаем – методы проектирования.
Оформленный проект –результат проектирования.
В процессе работы над проектом у ученика (субъекта) формируется большое количество универсальных учебных действий:
Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых, структурирование информации, выделение главного.
Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.
Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Часто при проведении проектно-исследовательской деятельности используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование проектно-исследовательского метода в обучении учащихся способствует формированию УУД.
Личностных УУД:
-адекватная самооценка;
испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, учащийся ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
-формируется мотивационная основа учебной деятельности;
-вырабатывается внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к обучению.
Регулятивных УУД:
-дети учатся в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Познавательных УУД:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; умение классифицировать;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
Коммуникативных УУД:
-строить понятные для партнёра высказывания;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Для педагога должна особое место занимать проектно-исследовательская деятельность с детьми, так как проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решить проблему. Это создание с детьми индивидуальных, групповых проектов, краткосрочных и долгосрочных проектов. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей педагога. Работу в группах надо начинать с выработки основных правил: уметь высказать свою точку зрения, уметь слушать товарища, уметь договариваться, должно достигаться:
— полное внимание к одногруппнику;
— серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
— терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все дети должны принимать активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формируются универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли учащегося, формирование интереса к учению), коммуникативных сферах (участие в диалоге), познавательных сферах (отвечали на вопросы педагога), регулятивных сферах (работа по инструкции, которую сами выработали)
В рамках дополнительного образования исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов учащихся с различным уровнем развития.
В качестве основных результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированность умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно – следственные связи и работать с источниками информации. В качестве результата следует также включить готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твёрдо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Но как донести эту мысль до учащегося? Что является ведущей деятельностью в творчестве?
Моделирование и выстраивание УУД в дополнительном образовании отличается некоторыми специфическими особенностями.
Поэтому в условиях дополнительного образования детей для начала необходимо обдумать и профессионально применить следующие действия:
— Четко определить цели УУД применительно к дополнительному образованию.
— Тщательно обдумать содержание необходимых к формированию действий.
— Адаптировать способы формирования УУД к каждой возрастной категории учащихся.
— Обеспечить необходимую мотивацию, благодаря которой учащийся будет понимать смысл определенных учебных действий и их потенциальную пользу.
В процессе формирования УУД в дополнительном образовании детей можно выделить три основных этапа:
—Выработка и развитие практических навыков и умений (основные приемы познавательной и исследовательской работы, а также формирование привычки к внимательности, самодисциплине и ориентированию на успешное обучение)
—Расширение умений и знаний (вводится творческое проектирование, способствующее более полному развитию творческого и интеллектуального потенциала учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей)
—Обобщение накопленных умений и знаний и их применение во всех сферах обучения (мотивировать учеников на нестандартное мышление и применение полученных умений в самых разных областях жизни)
Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество
Разработка программ дополнительного образования должна проходить в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
Цель дополнительного (общего) образования представляется в виде ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие)
Цель должна быть направлена на личностное развитие ребенка
Планируемые результаты должны соответствовать поставленным задачам. В нашем случае планируемые результаты должны соответствовать типовым задачам формирования УУД:
— Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
— Метапредметные результаты — освоенные учащимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (УУД, компетенции).
— Предметные результаты — усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета.