Понятие учебно-методического комплекса.

Как известно, в современной системе дополнительного образования

учебно-воспитательный процесс, строится преимущественно на основе

авторских разработок педагогов, т.е. авторских программ.

В условиях активного насыщения рынка образовательных услуг

большим количеством авторских программ, существенно возрастает роль

методического обеспечения их деятельности. Создание собственной

методической системы означает воспроизведение авторских способов

проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе

особых подходов к осуществлению образовательной деятельности, его

индивидуального стиля, особого «методического почерка»

Одним из возможных вариантов современного решения проблемы

методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД

может стать создание набора программно- методических материалов,

который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса

(далее УМК).

УМК – это совокупность объединенных единым концептуальным

основанием программно- методических материалов, регламентирующих

образовательный процесс в рамках определенного вида деятельности той или

иной направленности ДОД.

УМК предназначен для решения полного круга задач, которые

возникают в рамках образовательного процесса.

УМК – это система нормативной и учебно-методической

документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для

качественной реализации дополнительных образовательных программ, в

соответствии с учебным планом.

После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого,

анализируя результаты текущего контроля обучающихся, в него вносятся

необходимые коррективы. Таким образом, учебно-методический комплекс

постоянно совершенствуется.

УМК и его компоненты должны:

 предусматривать логически последовательное изложение учебного

материала дополнительной образовательной программы;

 предполагать использование современных методов и технических

средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и

получать навыки по его использованию на практике;

 соответствовать цусвахмсовременным научным представлениям в предметной

области;

 обеспечивать межпредметные связи;

 обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.

 

Практическая значимость УМК

 

Акцентирование внимания педагогов на методическую составляющую

их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической

работы полезно, прежде всего самим педагогом, поскольку позволит им легче

адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и

интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних

видов деятельности к другим.

Обеспечение программ УМК по конкретным видам деятельности в

рамках основных направленностей УДОД позволили бы:

 Сделать интересным опыт педагогов действительно понятным и

доступным для реализации;

 Познакомить педагога с реальными способами создания методических

материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях

ДОД;

 предложить образцы программно- методических материалов,

отталкиваясь от которых, педагоги могли бы более продуктивно выстраивать

собственные модели образовательной деятельности.

 

 

Требования к материалам УМК

 

 Соответствие прилагаемых методических материалов целям, задачам,

содержанию дополнительной общеобразовательной программы

 Соответствие методических материалов принципам доступности.

 

Плюсы УМК

 Целостность образовательного процесса (идем в ногу со временем)

 УКМ — более совершенное средство организации педагогического труда

 Повышение педагогической компетентности

 Совершенствование педагогического мастерства и творческой

самореализации педагога

 Создание благоприятных условий для самореализации учащихся на

занятиях, стимулирование индивидуального выбора.

 Обеспечение интенсивности освоения обучающихся различных видов

Деятельности

Использование УКМ способствует эмоциональности и мажорности

процесса обучения.

 

Учебно-методический комплект

 

Методические материалы
Учебно-программные
Календарно-тематическое

планирование

Дополнительная

общеобразовательная программа

Учебно-теоретические
Учебники

Конспекты лекций

Учебные пособия
Учебно-практические
Сборники упражнений

Контрольные задания

Задания практических работ
Учебно-методические
Методические рекомендации

по изучению курса

По выполнению контрольных работ

 

По написанию рефератов

 

Учебно-справочные
Словари Справочники
Учебно-наглядные
Альбомы Атласы
Учебно-библиографическое пособие

 

УМК включает в себя:

  1. Дополнительную общеобразовательную программу

Дополнительная образовательная программа является основным

документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической

последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и

технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его

результатов в конкретных условиях.

УМК должен быть прописан в разделе «Методическое обеспечение

программы»

  1. Учебно-методические пособия для педагога и учащихся

 Информационные и справочные материалы;

 Учебные пособия (дидактические, демонстрационные, раздаточные

материалы);

 Научная, методическая и специальная литература;

 Тематические папки (подборки материалов);

 Конспекты занятий, заданий и задач;

 Инструкции, памятки, рекомендации и др.

 Собственные методические разработки

  1. Средства обучения

 Печатные пособия (таблицы, плакаты, картины, фотографии, карты и

др.)

 Раздаточный материал, дидактические пособия

 Диафильмы, диапозитивы, звукозаписи и др.

 Видеофильмы;

 Мультимедийные материалы;

 Компьютерные программы;

 Современные информационные средства (интернет — ресурсы)

  1. Средства научной организации труда педагога и обучающегося

по индивидуальному сопровождению развития обучающихся

методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки,

рекомендации для обучающихся и родителей

по работе с детским коллективом

методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики,

сценарии мероприятий и др.

материалы отдельных фактов педагогического опыта и

методические материалы, содержащие подробную разработку действий

педагога и обучающегося.

Пакет методических материалов

 Методические рекомендации по организации образовательной

деятельности

 Методические пособия для педагога

 Методические разработки отдельных тем и занятий

 Описание диагностических методик

 Справочно-информационные материалы

 Дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и др.)

 Инструкции по технике безопасности

 Глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или

переводом на русский язык)

 Компакт- диск, содержащий дополнительное программное

обеспечение, электронное пособие и др.

 Программа проведения мастер- классов по данной программе

с краткой аннотацией

 Электронный адрес автора- разработчика для дистанционных

контактов

 Другие методические материалы

Классификация основных видов методической продукции,

рекомендуемых к включению в УКМ

Информационно- ознакомительная продукция, цель которой

изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди

обучающихся и их родителей по ознакомлению с дополнительной

общеобразовательной программой.

Виды:

 Буклет,

 Листовка,

 Аннотированный каталог;

 Информационно- методический справочник и др.

Организационно- методическая продукция создается для

разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной

деятельности по предлагаемой программе.

Виды:

 Инструкция;

 Методическая записка;

 Методическая разработка;

 Методические рекомендации;

 Методическое пособие;

 Тематическая папка;

 Инструктивно- методический плакат и др.

Прикладная методическая продукция – вспомогательный

дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно

раскрывающий отдельные разделы и темы дополнительной

общеобразовательной программы.

Виды:

 Карточки;

 Тестовые задания;

 Графики;

 Схемы;

 Чертежи;

 Рисунки;

 Карты;

 Фотографии;

 Иллюстрации;

 Видеоролики;

 Модели;

 Тематические подборки материала (текстового и наглядно-

иллюстративного и др.)

Учебные пособия

– материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной

образовательной программы.

Виды:

справочная литература

энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и

др.;

художественная литература;

научная и научно-популярная литература

научные, научно- популярные издания и публикации, описание

экспериментов и др.;

периодические издания;

 видеоматериалы

видеолекции, художественные и научно-популярные

фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.;

аудиоматериалы

фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи,

необходимые для изучения данной темы;

электронные средства образовательного назначения

виртуальные лекции по темам образовательной программы,

демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные

контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.;

Содержание учебного пособия может быть:

 в целом по дополнительной образовательной программе;

 по отдельным разделам дополнительной общеобразовательной

программы;

 по отдельным темам дополнительной общеобразовательной

программы.

Дидактические материалы

Дидактические материалы должны соответствовать содержанию

дополнительной общеобразовательной программы, целям обучения, уровню

подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным

особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

 раздаточный материал для обучающихся

рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и

творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты,

объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты,

технологические карты,

 наглядные пособия

таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.

 

Информация

о дополнительной общеразвивающей программе

и ее учебно-методическом обеспечение

1.Фамилия, имя, отчество——————————————————————-

2.Кружок, объединение ———————————————————————

3.Название программы———————————————————————-

4.Вид программы—————————————————————————-

5.Утверждена на Экспертном совете

—————————————————————————————————-

6.Дата утверждения ————————————————————————-

Учебно-методическое обеспечение

1.Учебники (автор, название, издательство, год

издания)——————————————————————————————

—————————————————————————————————-

—————————————————————————————————-

—————————————————————————————————-

  1. 2. Методические материалы педагога

разработки занятий, мероприятий,

пособий——————————————————————————————

—————————————————————————————————-

—————————————————————————————————-

—————————————————————————————————-

3.Наглядные пособия:

а/естественные или натуральные:

гербарии—————————————————————————————-

машины, их запчасти————————————————————————

б/ объемные (действующие модели):

макеты—————————————————————————————-

муляжи——————————————————————————————

в/ схематические или символические:

таблицы——————————————————————————————

схемы———————————————————————————————

рисунки——————————————————————————————

диаграммы————————————————————————————-

г/ картинные и картинно – динамические:

картины——————————————————————————————

слайды——————————————————————————————-

диафильмы

д/ звуковые:

аудиозаписи————————————————————————————

радиопередачи———————————————————————————

е/ смешанные:

телепередачи————————————————————————————

видеозаписи————————————————————————————

учебные кинофильмы————————————————————————

карточки—————————————————————————————-

рабочие тетради——————————————————————————-

раздаточный материал————————————————————————

дидактические игры—————————————————————————

кроссворды, чайнворды, ребусы, головоломки—————————————-

логические и занимательные задачи——————————————————

тесты———————————————————————————————

тематический словарь————————————————————————

  1. Учебные пособия

————————————————————————

  1. Степень

обеспечения наглядными пособиями (%)—————————-

  1. Наличие

видеотеки (количество)——————————————————

  1. Наличие

медиатеки (количество)—————————————————-

  1. Наличие аудиотеки (количество)——————————————————

 

Педагог дополнительного образования:

(подпись)

 

Методист МКУ ДО «Дом творчества Беленкова Е.М.