Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях в детских объединениях.

Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность. Ведущая цель работы современного педагога – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. Творческое отношение педагога к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создаёт благоприятные условия для успешной работы и самореализации.

Джеймс Алан Гарнер когда-то сказал: «Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми». Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному.

Одним из главных условий развития творческих способностей ребёнка является та среда, где для этого есть условия и возможности. Такой средой, несомненно, является система дополнительного образования детей.

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед. Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности педагога дополнительного образования состоит в том, что бы создать каждому учащемуся ситуацию успеха. Дать каждому возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Ситуация – это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что человек способен организовать; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

 

Условия создания ситуации успеха

Доброжелательность окружающих: расположенность, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, стимулирует активность учащегося. Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.

Снятие страха – необходима для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».

Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или: «Обычно удобнее приступить с…». Скрытая инструкция даёт ребёнку представление о предмете, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов учвщегося.                                                           Авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…»

Персональная исключительность: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Это возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.

Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения учащегося в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.

Оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

Приемы и методы создания ситуаций успеха

Эмоциональные поглаживанияПедагог на занятии делает похвалу: «вы молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил педагогу: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя. Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика = благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.                                                                Прием «Даю шанс». Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материлизовать.

Прием «следуй за нами». Для младшего учащегося педагог находит интеллектуального спонсора. Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшего учащегося. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время младшему лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание.                                  Прием «Заражение». «Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного учащегося станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Прием «Эврика». Секрет приема прост: заключается «в стремлении педагога разбудить мысль учащихся, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш. А.). Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя какое-то задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Действия педагога, обеспечивающие ситуацию успеха:

  • Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
  • Проявляйте интерес и великодушие к своим учащимся.
  • Никогда не называйте учащегося по фамилии и употребляйте ее только в случае, если есть необходимость проявить строгость и показать недовольство совершенным проступком
  • Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»
  • Поддерживайте неуверенного ребёнка во время выполнения заданий на занятии. Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «Хорошо», «Молодец»,  « Старайся и дальше!» и т.д.
  • Оценивайте действия учащегося с акцентом на детали.
  • Не высказывайте недовольство учащемуся при всей группе, не применяйте угрозы.
  • Помните, что вы, как педагог, формируете личность учащихся и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу.

Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование  различных педагогических эффектов на занятии, развивающих интерес к учебе: эффект новизны, эффект разнообразия, эффект занимательности, эффект использования ярких художественных средств, эффект игры, эффект поиска и др                                                                                                                Методов и приемов для создания названных эффектов много и у каждого педагога они свои. Использование различных «изюминок», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить занятие. Они используются как при изучении новой темы  и при подведении итогов. Но особенно при подготовке к фестивалям, ярмаркам, выставкам.

Ситуация успеха не может возникнуть на пустом месте. Ее надо долго и терпеливо готовить, показывая ребёнку связь между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось. Ребёнку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, используя  установку на завтрашнюю радость. Он должен быть убежден, что малейшим успехам он обязан, прежде всего, самому себе. Настоящий педагог, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ребёнку «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость.

 

Подготовила методист ДО

Беленкова Е.М.