Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей

Глобальные изменения в информационной,  коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и  применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в  «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития.     

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

При применении проектного метода педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы и добыванию информации из различных источников. Тем самым он реализует цель повышения практической, навык образующей направленности содержания обучения учащегося. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс в результативную творческую созидательную работу.

Дополнительное образование- плодотворная почва для проектной деятельности.

Проектная  и исследовательская формы работы с  учащимися должны быть приоритетными. В условиях дополнительного образования  выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований учащимися происходит в момент выбора секций, кружков,  которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность учащимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Где  бы мы  ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с  учащимися,  необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Проект — слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;

2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать  ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

3) вводятся элементы исследовательской деятельности;

4)формируются личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых  проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5) происходит включение учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Следует остановиться и на общих подходах к структурирова­нию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося,

—  тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности),

— тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления,

— тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

 

  1. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тема­тики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместен «мозговой штурм» с последующим коллективным обсуждением.
  2. Важным моментом является распределение задач по груп­пам, обсуждение возможных методов исследования, поиска ин­формации, творческих решений.
  3. Затем начинается самостоятельная работа участников про­екта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  4. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения получен­ных данных в группах.
  5. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование. Презентация- это итог общей и индивидуальной работы. Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над данным проектом.
  6. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой.
  7. Рефлексия. Её основу составляет самооценка деятельности учащихся.

 

В литературе выделяются следующие учебные цели проектной деятельности учащихся:
• предоставление возможности свободного выбора учащимся тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям;
• обучение школьника планированию работы (в соответствии с его возрастом);
• самостоятельный анализ четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами;
• обучение самостоятельному поиску способов достижения целей, реализации их и переносу этого опыта в другие ситуации;
• обучение выявлению имеющихся напряжений и конфликтов и поиску путей их решения;
• сбор нужной информации, систематизации ее, критической оценки и использования;
• ведение деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.

Как видно из приведенного списка, проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребуемы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся следующие умения:
• решать проблемы;
• работать в команде;
• осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии;
• критически относиться к проблемам;
• работать с информацией;
• ставить цели и определять задачи.

Всего этого можно достигнуть, если следовать основному принципу проектного метода — предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно.

Фактически проектный метод оказался той формой организации занятий, в которой стало возможным создать все необходимые условия для инициации у школьников реального процесса мышления и познания. Поэтому в методе проектного обучения большое значение придается способам постановки проблемы, как начала всякого самостоятельного процесса мышления. Между теоретиками этого метода давно ведется полемика по поводу вопроса, кто должен формулировать проблему — учитель или сами ученики.

По сути, принятие той или иной позиции в этом вопросе основывается на разном понимании, что считать проблемой. Первые чаще всего трактуют проблему как постановку учащимся задачи, которую они в совместной работе и должны решить. Вторые — как затруднение в самом процессе совместной деятельности, реализуемое в направлении поставленной цели.

В этом случае целевая ориентация деятельности может задаваться учителем, а ее конкретизация в формулировании результатов уже осуществляется учащимися. Причем под проблемой имеется в виду не всякое затруднение, а лишь то, для преодоления которого на данный момент отсутствуют необходимые средства. Фактически поиск учащимися, с одной стороны, причин этого затруднения, а с другой — способов его преодоления и есть работа с проблемой. Очевидно, что при таком подходе нельзя сформулировать проблему, не начав реализовывать конкретную деятельность.

Следует также отметить, что при этом может существовать как минимум два рода проблем. Одни могут возникнуть на этапе проектирования, то есть в деятельности по разработке самого проекта, другие — в процессе реализации его замысла.

Позиция учителя при реализации проектного метода обучения принципиально иная по сравнению с предметным, информационным подходом. Он становится организатором проектной деятельности учащихся и консультантом. Причем консультантом не в своем предмете, а в способах осуществления самой проектной деятельности, в способах групповой работы, в культуре ведения дискуссии, научного исследования. При таком подходе он сам не знает конечного результата, но способствует самостоятельной выработке его видения учащимися. Раскрывая понятие проектного метода, Карл Фрей, например, имеет в виду путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет ряд отличительных черт этого метода: участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; договариваются друг с другом о форме обучения; развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; организуют себя для достижения намеченных результатов; информируют друг друга о ходе работы; друг с другом вступают в дискуссии и т.д.

Представим возможное содержание взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе, организованном по методу проектов, в схематичной форме.

Этапы Действия учителя Действия учащихся
1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы проекта Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся Обсуждают и принимают общее решение по теме
Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта Совместно с учителем отбирают темы и предлагают классу для обсуждения
Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2. Определение целей проекта (цель указывает на конкретный результат, достижимый за определенное время и измеримый по определенным критериям) Предварительно определяет цели и предлагает учащимся для выбора.
Предлагает учащимся самим сформулировать цели проекта и принимает участие в обсуждении их целей
Каждый ученик выбирает себе цель или предлагает новую.
Активно обсуждают и предлагают варианты целей
1.3. Определение задач проекта Учитель организует определение задач проекта и их обсуждение Учащиеся активно обсуждают и предлагают свои варианты задач и их обосновывают
1.4. Распределение ответственности за достижение намеченных результатов Организует обсуждение кандидатур на занятие должности руководителя проекта. Организует распределение обязанностей и ответственности за решение задач Выбирают руководителя проекта.
Каждый ученик выбирает одну из них для себя. Таким образом, он определяет свою роль в реализации проекта. Берет на себя ответственность за достижение определенного результата
1.5. Формирование рабочих групп Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные задачи и виды деятельности. Организует выбор руководителей подгрупп Определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. Выбирают руководителя своей подгруппы
1.6. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.7. Определение сроков достижения общих целей и отдельных задач Предлагает формы для определения сроков и организует обсуждение Предлагают варианты сроков и их обосновывают
1.8. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Принимает участие в обсуждении  В группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, электронная презентация, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Реализация проекта Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Осуществляют поисковую исследовательскую деятельность
2.1. Формулирование основных проблем и нахождение способов их решения Информирует учащихся, что означает определить проблему: трудность — рефлексия ситуации затруднения — определение причины затруднения — определение, каких не хватает средств для ее разрешения
Консультирует учащихся, как формулировать проблемы  Фиксируют каждый в своей деятельности возникающие затруднения и анализируют их
3. Оформление результатов Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация  Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.) Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса своей деятельности, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия