«Методическая разработка педагога дополнительного образования»

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной образовательной программы.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей.

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного занятия;
  • разработку серии занятий;
  • разработку темы (раздела) образовательной  программы:
  • разработку авторской методики преподавания предмета;
  • разработку общей методики преподавания предмета;
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель, например:

  • определение форм и методов изучения содержания темы;
  • раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы (раздела) образовательной программы;
  • описание видов деятельности педагога и учащихся;
  • описание методики использования современных технических и информационных  средств обучения;
  • осуществление связи теории с практикой на занятиях;
  • использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации образовательного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
  5. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  6. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  7. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
  8. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
  9. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы, планы, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1 Аннотация.

  1. Содержание.
  2. Введение.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.
  5. Список использованных источников.
  6. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. 

Методическая разработка темы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • характеристика темы;
  • планирование изучение темы;
  • рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

  • Образовательные цели и задачи темы;
  • Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
  • Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
  • Место и роль темы в курсе;
  • Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
  • Дидактический анализ содержания материала;
  • Уровни изучения и усвоения учебного материала;
  • Сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании необходимо:

  1. Продумать методику преподавания темы.
  2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.
  3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
  4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Примерная схема методической разработки:

  • Название разработки.
  • Название и форма проведения мероприятия.
  • Пояснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения.
  • Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
  • Методические советы на подготовительный период (распределение поручений).
  • Сценарный план, ход проведения мероприятия.
  • Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.
  • Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
  • Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).
  • Список литературы.
  • Автор разработки, должность, место работы.

 

       Как образец  можно представить методическую разработку занятия в детском  объединении, материалы для которой даны в приложение 1.

 

 Приложение 1

 

Материалы для методической разработки

«Занятие в детском  объединении

учреждения дополнительного образования детей»

 

     Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы педагога.

Но в отличие от школьного урока в УДО существенно меняется форма организации занятия: главным становится не просто сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение. Отсюда вытекают главные задачи педагога дополнительного образования при проведении занятия:

  • добиться максимальной активности детей,
  • включить в творческий процесс всех учащихся,
  • сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,
  • побудить получать знания и приобретать конкретные умения.

Занятие является частью квалификационных или конкурсных испытаний, а также формой выявления передового педагогического опыта и обмена им.

     Занятие – праздник для детей, родителей и педагогов.

При методической разработке занятия педагог должен показать как свои профессиональные, так и личностные качества:

  • знание преподаваемого предмета;
  • умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными целями;
  • коммуникативные способности, ораторское искусство, актерское мастерство;
  • способность к импровизации;
  • умение слушать учащихся, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог;
  • способность управлять своими эмоциями.

Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и планировании.

Для этого необходимо:

— определить тему занятия;

— поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);

— отобрать соответствующие поставленным целям и особенностям детского коллектива

содержание обучения и способы работы;

— четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;

— правильно решить методическое и техническое обеспечение;

— создать благоприятный микроклимат на занятии;

— пробудить активность каждого учащихся.

Всё это отражается в плане (плане-конспекте). План представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

При составлении плана-конспекта педагог имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель занятия; главное – чтобы занятие отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности педагога и учащихся.

В плане указываются:

   —  название объединения, в котором проводится занятие

   — Ф.И.О. педагога

   — дата и время проведения

   — возраст учащихся

   — тема занятия

   — цель занятия и задачи (обучающие, воспитательные, развивающие)

   — тип занятия

   — форма проведения занятия

   — формы организации занятия

 методы обучения

 средства обучения

— оснащение занятия

   — литература

   — ход проведения занятия

 

Рассмотрим более подробно некоторые моменты плана занятия.

 

Цель занятия и задачи.

     Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.

В педагогике можно говорить об общей цели (цель-ориентир) и конкретизированной цели (цель-результат).

Общая цель является долгосрочной, чаще всего она описывает процесс – воспитывать, формировать и т.д.  (например — в образовательной программе).

Конкретизированная цель рассчитана на короткий промежуток времени, представляет собой конкретные и измеряемые индикаторы достижения общей цели.

Когда мы говорим о занятии, правильнее иметь в виду конкретизированные цели.

Цель занятия достигается путем решения задач обучающих, развивающих и воспитательных.

Задачи обучающие предполагают четкое определение объема и уровня знаний, достижение которых планируется на занятии.

Задачи воспитательные (для занятия правильнее говорить о воспитательном эффекте) включают в себя формирование основных личностных качеств (гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.), общечеловеческих ценностей.

Задачи развивающие предполагают формулирование конкретных требований к умениям и навыкам учащихся, которые легко проверить и определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть отнесено к задачам развития.

Целеполагание достаточно сложный вопрос. Умение формулировать цели и задачи приходит с опытом, чем чаще мы ставим перед собой какие-либо цели, тем проще мы  сможем их описать.

Нет необходимости на одном занятии ставить и решать как можно больше проблем, стремясь за короткое время показать всё своё профессиональное мастерство. Умение поставить конкретную цель, определить задачи – залог успешности педагога при конструировании открытого занятия.

 

Тип занятия

     Следующим шагом при планировании открытого занятия является определение его типа. В современной педагогике выделяются следующие типы  занятий:

 

занятия усвоения нового материала,

занятия по закреплению изучаемого материала,

занятия повторения,

занятия систематизации и обобщения,

занятия проверки и оценки знаний

комбинированные.

 

В зависимости от типа ход проведения занятия будет включать в себя следующие этапы:

      Занятие усвоения нового материала

— организационный этап

— этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых

знаний

— этап усвоения новых знаний, умений и навыков

— этап закрепления новых знаний

— этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

выполнению

— подведение итогов

— рефлексия

 

 Занятия по закреплению изучаемого материала

— организационный этап

— этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых

знаний

— этап закрепления изучаемого материала

— этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

выполнению

— подведение итогов

— рефлексия

 

Занятия повторения

— организационный этап

— этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых

знаний

— этап повторения

— этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

выполнению

     — подведение итогов

— рефлексия

 

Занятия систематизации и обобщения

— организационный этап

— этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых

знаний

— этап систематизации и обобщения изученного материала

     -этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

выполнению

— подведение итогов

— рефлексия

 

 Занятия проверки и оценки знаний

— организационный этап

— этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых

знаний

— этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков

— этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

выполнению

— подведение итогов

— рефлексия

 

Комбинированное занятие

 — организационный этап

— этап всесторонней проверки знаний или домашнего задания

— этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых

знаний

— этап усвоения новых знаний, умений и навыков

— этап закрепления новых ЗУН

— этап информации о домашнем задании (если оно есть) и инструкции по его

выполнению

— подведение итогов

— рефлексия

 

Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и решением конкретных задач.

Наиболее сложная работа на занятии — организация обратной связи, то есть обращение к учащимся, выяснение понимания ими учебного материала. Опыт показывает, что при отсутствии такой обратной связи дети расхолаживаются, теряют интерес к происходящему.

 

Формы проведения занятия.

Формы проведения занятия могут быть следующими:

— традиционная

— беседа

— экскурсия

— лекция

— консультация

— семинар

— дидактическая сказка

— игра

— встреча с интересными людьми, мастерами и т.п.

 

Формы организации занятия.

От выбранной формы проведения занятия зависит выбор форм организации учебного процесса:

  • коллективная (фронтальная)
  • групповая (более 2-х человек)
  • парная
  • индивидуальная (ребенок работает самостоятельно)

 

Методы обучения:

     Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Выделяем  наиболее традиционные для дополнительного образования:

  • Словесный (объяснение, лекция, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация)
  • Наглядный (картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные опыты и т.п.)
  • Аудиовизуальный (видео- и аудиоматериалы)
  • Работа под руководством педагога
  • Дозированная помощь педагога
  • Инструктивно-продуктивный метод (работа над изделием по инструкциям, схемам)
  • Самостоятельная работа
  • Метод практико-ориентированной деятельности (упражнение, тренинг,

тренировка, репетиция, письменные работы)

  • Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на

поставленную проблему)

  • Проектные методы (разработка проектов и программ, моделирование ситуаций, создание творческих работ и произведений декоративно-прикладного  искусства, планирование конкретных дел, разработка сценариев спектаклей и праздников)

 

Средства обучения.

     Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений.

Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса и возможностями учреждения образования:

  • Простые:

— учебники, книги

— раздаточные материалы (схемы, карточки с заданиями, упражнениями или описаниями и т.п.)

— визуальные (модели, макеты, муляжи, рисунки, карты, коллекции и т.п.)

  • Сложные:

— механические (диаскоп, микроскоп и т.п.)

— аудиальные (проигрыватель, магнитофон)

— аудиовизуальные (телевизор, видеомагнитофон, DVD проигрыватель и т.п.)

— средства автоматизации (компьютеры, телекоммуникационные сети и информационные системы).

 

Оснащение занятия.

     Имеются в виду оснащение кабинета и рабочего места учащихся на занятии, а также материалы, приспособления и инструменты, необходимые в процессе практической работы.

 

Литература.

План должен обязательно содержать перечень использованной для конструирования занятия литературы. В план можно также включать перечень литературы для учащихся.

 

Ход занятия.

Структура занятия зависит от типа занятия. В ходе занятия расписывается содержательная часть каждого этапа. Указывается количество минут, отводимого на этапы занятия.

     Вспомним, что при описании хода проведения занятия обязательны для любого типа занятий

— организационный этап,

— этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний,

— этап подведения итогов, на котором создается ситуации успеха,

— рефлексия – анализ учащимися собственного состояния, чувств, переживаний по завершении какой-либо деятельности. Может проводиться между любыми этапами занятия или внутри них.

 

     Рефлексия является одним из главных условий современного обучения и воспитания.

По определению рефлексия – это способность человека к самопознанию, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности.

Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал?, что чувствовал?, что приобрел?, что меня удивило?, что я понял и как оценил свою деятельность?

В содержание рефлексии входят размышлении по поводу того, что значило для меня быть с другими людьми, как я воспринимал и реагировал на поведение окружающих меня людей.

Рефлексия может быть проведена

  • в форме опроса,
  • с   использованием   подручных   средств   или   специальных  карточек,  в

письменной форме (учащимся может быть предложена недописанная фраза, задающая направление их мыслям. Например «на протяжении занятия я чувствовал себя …, потому что …», «Если бы я был педагогом, то включил бы в занятие …», «Считаю, что занятие удалось (не удалось) потому, что…». Так же в рефлексивных целях возможно проведение различных диагностик,  анкетирований, тестирований.)

  • в устной форме индивидуально (проводиться в случае, когда между педагогом и учащимся достигнут определенный уровень доверия. Педагогу следует помнить о том, что во время рефлексии следует соблюдать негласное правило: нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка, спрашивать о сокровенном, выуживать его тайны и секреты, провоцировать распахнутость души. Нельзя превращать рефлексию в мучение ребенка. Он говорит то, что думает и никто не вправе оценивать его мнение. Он также имеет право на молчание или сознательное умолчание.)

Суть рефлексии не в организации духовного стриптиза, а в приучении к самоконтролю, к самооценке и формировании общей привычки к осмыслению протекающей жизни.

Очень важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и учащегося в душе каждого остался праздник творчества.