Декоративно-прикладное творчество – важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности

Педагогика определяет эстетическое воспитание как «процесс целенаправленного формирования вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, к самостоятельному творчеству». Эстетическое воспитание предполагает также формирование всесторонне развитой личности – человека, способного не только к потреблению искусства, но и к творчеству.

Дополнительное образование детей —  необходимое звено воспитания  много­гранной личности, ее образования, ее  ранней профессиональной ориентации. Оно  создает юному человеку условия для полноценной жизни в пору  детства. Ведь если ребенок живет полной жизнью, у него будет больше успехов и достижений в зрелом возрасте.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориен­ти­рован­ное, деятельностное: ребенок действует в ситуации поиска самос­тоятельно, получает знания в процессе  взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. В системе дополнительного образования создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из своего окружения. Дополнительное образование детей носит исключительно творческий характер, поскольку побуждает ребенка находить в тех или иных обстоятельствах  собственный путь. Важный элемент в системе дополнительного образования, прив­лекательный для родителей и детей, творческие виды деятельности.

Особая ценность декоративно-прик­ладной деятельности заключена в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы.

Современность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя волю ребенка, следует воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя  потребности и интересы ребенка. Именно поэтому и к тому же видя, что интересует детей и что им нравится работать с бумагой, бисером, природным и бросовым материалом я организовала занятия кружка «Умелые ручки».

В основу программы занятий кружка были положены принципы актуальности,  реалистичности, систематичности,  актив­ности, воспитывающего характера  обучения, доступности программного материала и возможность осуществления контроля.

Цель программы — формирование и развитие у воспитанников творческих уме­ний и индивидуальных способностей, эстетической культуры и  духовности, воспитание уважения к народному искусству, в процессе занятий декоративно — прикладным творчеством.

 

Занятия в кружке рассчитаны на решение таких задач:

Образовательные:

  • познакомить воспитанников с историей и современными
    направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • научить детей владеть различными техниками работы
    с материалами, инструментами и приспособлениями, необходи­мыми в работе;
  • обучить технологиям разных видов рукоделия: торцевание, квиллинг.
  • формировать умение самостоятельно решать
    познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Развивающие:

  • создавать условия для развития личности каждого воспи­танника, раскрытия его способностей к творчеству;
  • развивать образное и пространственное мышление, память,
    воображение, внимание;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к декоративно-приклад­ному искусству;
  • приобщение детей к эстетической культуре;
  • воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, от­ветственности;
  • воспитывать уважение к народным культурным ценностям.

 

Я выбрала следующие направления работы:

— расширенное знакомство детей с изделиями декоративно-прикладного творчества;

— самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

В работе используются различные методы и приемы, которые должны способствовать созданию и сохранению атмосферы творчества, познания, служить осознанию ценности и неповторимости национальной культуры.

Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия, «прев­ращение» детей в мастеров. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различную технику работы с бумагой,   природным и бросовым материалом.

Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков: ведь, вглядываясь, присмат­риваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей в процессе занятий  декоративно-прикладным искусством  развиваются в разных направлениях: дети  создают эскизы, продумывают и создают предметы  декоративного характера, учатся находить  способы изображения и оформления предмета, переносить задуманный  декоративный предмет на изделие.

На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли  в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова и музыки — все это помогает   детям попасть в необычный мир искусства, приобщиться к художественной культуре,  делает занятия живыми и интересными.

Большое внимание я уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях,  во время консультаций. В качестве творческого отчета перед родителями дети готовили подарки к различным праздникам.

Итогом работы кружка служат выставки детского творчества .

Декоративно-прикладное творчество создает эффект духовного общения, знакомит детей с направлениями искусства  разных исторических эпох и культур.

Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, когда до конечного  результата работы еще далеко, необходимо подводить итоги работы ежедневно,  повышать результативность работы путем  подведения итогов одного занятия, проведения выставок изделий одного дня. В этом случае дети видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Существенно активизируют  творческую деятельность учащихся  промежуточные просмотры их работ. На текущих промежуточных просмотрах я как руководитель кружка отмечаю достижения кружковцев, ставлю перед ними новые задачи. К общему промежуточному  просмотру я прибегаю в тех случаях, когда выполняется трудное задание. При этом ученики, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю. Здесь же   выражаю одобрение, если что-то детям удалось. Это поднимает настроение  учащихся,   стимулирует их дальнейшую работу, дает им прилив новых сил. Зримо ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, ребята работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы школьников, развиваются их творческое мышление и речь.

В конце года мы устраиваем отчетную итоговую выставку работ кружковцев. Умелая организация и проведение выставки  становится одной из эффективных форм морального поощрения учащихся. Наряду с итоговой выставкой творческих работ   проводим конкурс на лучшее изделие,  выделяем и отмечаем наиболее удавшиеся работы. Это способствует привлечению к   занятиям декоративно-прикладным искус­ством новых школьников.

Сегодня непозволительно пускать на самотек эмоционально-нравственное развитие, ибо это чревато воспитанием черствости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добра и зла.                                                                Занятия декоративно-прикладным искусством дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации, в котором порождаются и воплощаются замыслы юного мастера.  Средствами искусства воспитывается способность к художественному творчеству. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личности ребенка.                                                                                           Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования отношения к действительности, духовно-нравственного развития и саморазвития личности опирается на постижение художественной гармонии. Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, соз­даются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.

 

Автор Ли Е.Д.